Юбилей скульптора Георга Кольбе
Не поймёшь этих фашистов с национал-социалистами. Сначала они, посмотрев на работы знаменитого скульптора Георга Кольбе, причислили те статуи к «дегенеративному» искусству и принялись их убирать с глаз долой, часто роняя при демонтаже, «теряя» по дороге, а то и откровенно уничтожая. Кольбе, который тогда уже приближался к шестому десятку и который давно считался признанным мастером, пребывал в шоке.
Но потом один неудавшийся художник (если вы понимаете, о ком речь) вдруг внёс Георга Кольбе, в числе некоторых других служителей муз, в знаменитый «список наделённых божественным даром» – и список стал той самой «окончательной бумажкой», которая освободила скульптора от всяческих преследований, надругательств над его творениями и даже от обязательного для прочих призыва в армию.
С другой стороны, о какой армии в его случае могла речь – в таких-то преклонных годах, со стремительно развивающейся онкологией и ухудшающимся зрением. Но, вообще, мастер, конечно, не мог не удивиться перепадам настроения и резким сменам мнения тех, кто пришёл к власти на его родине. Тем более по отношению к нему. Ведь он, хотя своими социально-политическими взглядами не размахивал, но и особо не скрывал их, даже в СССР, было дело, съездил, в Европе с кем только не дружил, у Родена учился… В общем, при желании можно было даже найти повод отправить Кольбе в концлагерь, а его более чем помиловали.
Правда, отпущенного времени ему хватило только на то, чтобы пережить Вторую Мировую и застать ещё два послевоенных года. Кое-что из его уничтоженных работ позднее восстановили, но почти ничего из этого он уже не увидел.
Поскольку исполняется 140 лет со дня рождения Георга Кольбе и 70 лет со дня его кончины, в Германии искусствоведы даже предложили объявить нынешний год годом этого скульптора и художника.
Кстати, да – начинал-то он как художник, изучал живопись и графику, а к скульптуре пришёл самостоятельно и уже от неё, по сути, не отходил. Но так называемые «рисунки голубой тушью» Кольбе известны любителям изобразительного искусства не меньше его статуй и статуэток.
И почти всё у него – ню. И это не только, скажем, скульптурные изображения женщин или знаменитого русского танцовщика Нижинского, но и даже памятник Бетховену тоже – натура обнажённая. Как сказал один шутник: «Много там всяких диковин, даже голый Бетховен…»
Почему? Ну, вот такой Кольбе гимнофил был – поклонник красоты нагого тела. Ну, а чего? Древним грекам можно, а немцу в XX веке нельзя? Тем более, скульптуры у него действительно красивые – да-да, с какой стороны не посмотри.
В наше время Георга Кольбе не забыли: в пригороде Берлина есть его музей, расположенный в его же бывшей мастерской, и в разных немецких города – на улицах и в парках – можно увидеть его творения. Несколько лет назад соотечественники скульптора озаботились тем, чтобы оцифровать все сохранившиеся работы этого ваятеля. А ещё есть престижная премия им. Кольбе, которая вручается за достижения в области современного искусства.
Теги: германия