Jay-Jay Johanson: “Откровения на крыше”
Швед Jay-Jay Johanson — частый гость в России, популярность которого в нашей стране растет пропорционально его визитам. Не успел он отыграть зимние концерты в двух столицах, как буквально спустя шесть месяцев его снова пригласили выступить в России, на этот раз… на крыше!
В последние несколько лет в Петербурге стали популярны летние концерты на крышах, благо подходящих мест в городе предостаточно. С другой стороны, принимая во внимание суровый климат Северной столицы, концерт на крыше это всегда лотерея — если будет солнечный день, то прекрасно, ну а если дождь… В этом плане посетителям концерта Jay-Jay Johanson крупно повезло — 3 августа в Петербурге был один из редких солнечных дней в нынешнем году, поэтому публика собралась на крыше Hi-Hat задолго до начала концерта, чтобы пропустить по коктейлю и полюбоваться красотами Петроградской стороны.
Джей-Джей и клавишник Эрик Янссен появились на сцене без задержек, точно по расписанию. В этот момент солнце садилось за горизонт и светило аккурат в глаза Йохансону, который привык больше к выступлениям в темных клубах, даром что тоже житель северной страны. Несколько по иному воспринималась и сама музыка, которая при свете дня теряла часть совей магии. Но как только на Петербург спустились сумерки, все встало на свои места, и меланхоличные баллады в исполнении Йохансона заиграли привычными красками.
Сценический образ музыканта за многие годы не претерпел изменений — Джей-Джей выступал в любимой мешковатой рубашке черного цвета, а где-то поблизости всегда был бокал виски, который помогал Йохансону погружаться в пучины музыки, за которую отвечал клавишник и верный соратник Эрик Янссен, поддерживающий музыканта в каждом туре. В виде дуэта они выступают уже много лет, а несколько концертов с живым барабанщиком стали своего рода экспериментом, который не прижился. Йохансон вообще не сторонник кардинальных перемен — это касается и его музыки, эволюцию которой можно проследить лишь в мельчайших деталях. От альбома к альбому стилистика и содержание композиций менялись незначительно: меланхоличный трип-хоп с элементами джаза, обилие акустических инструментов и грустные истории, рассказанные от первого лица. Формула, выведенная Йохансоном еще в начале карьеры, сбоев не дает, так что причин что-то кардинально менять нет, да и сложно было бы представить меланхоличного шведа в ином амплуа.
В этот вечер музыканты основательно прошлись по своей классике, исполнив композиции “So Tell the Girls That I Am Back in Town”, “She Doesn’t Live Here Anymore”, “Milan. Madrid. Chicago. Paris”, “Love Him So”, “Tomorrow”, “I’m Older Now”, “Believe in Us” и многие другие, в том числе несколько песен с последнего альбома “Opium”. Также прозвучали две абсолютно новые композиции — “Paranoid” и “You’ll Miss Me When I’m Gone”, которые войдут в новый альбом “Bury The Hatchet” (его релиз запланирован на осень). Не было разве что видеоряда, который традиционно сопровождал каждую композицию на концертах шведа, однако и без него впечатлений хватало.
Неспешно опустошая бокал с виски, Йохансон принимался за исполнение очередной баллады о неразделенной любви, одиночестве, грусти — вокруг этих тем построено все творчество музыканта. Казалось бы, вокруг должно было царить сугубо меланхоличное настроение с уклоном в декаданс, но нет, концерты Джей-Джея всегда получаются духоподъемными и жизнеутверждающими. Песни Йохансона пронизаны светлой грустью, но никак не унынием. В перерывах между исполнением меланхоличных баллад музыканты весело общались между собой, и их игривое настроение передавалось публике. А ближе к финалу Джей-Джей и вовсе решил немного позабавить слушателей в первых рядах, обдавая их паром из дым-машины.
Музыканты получали удовольствие от процесса взаимодействия с публикой, не превращая концерт в рутину, что характеризует их не только как профессионалов, но и как людей, искренне любящих свое дело. А когда все факторы соединяются воедино, то и концерты получаются по-настоящему волшебными! В этот вечер прекрасным было все — погода, музыка, люди вокруг. Именно такие моменты хочется сохранить в памяти надолго.
Текст: Игорь Фоломеев
Фото: Елена Карпова
Теги: gdekultura_наши отчеты, Jay Jay Johanson, где культура, крыша Hi-Hat