Боль в области сердца
В отечественный прокат вышла нашумевшая еще до официальной премьеры лента Бориса Хлебникова «Аритмия». Драма, в которой личное и социальное переплетаются, образуя весьма болезненный узел. 15 октября на студии «Лендок» собралось немало желающих оценить новинку отечественного кинематографа.
Олег и Катя – семейная пара врачей, переживающих непростой период в жизни. Олег работает на скорой и поддерживает свое существование дешевым алкоголем. Катя снисходительно относится к его различным выходкам, но после одного из визитов к родителям терпение ее иссякает. Со стороны брак Кати и Олега – мезальянс. В самом деле, что может быть общего между красавицей из приличной семьи и этим взъерошенным воробьем со станции скорой помощи? Фраза «Нам надо развестись» даже не произносится вслух – так, короткое СМС мужу. Вполне в духе наших дней: коротко, буднично, но от этого не менее больно. Люди они воспитанные и интеллигентные, развестись Катя предлагает без скандалов и упреков. Но сосуществовать в одной квартире все же приходится.
Меж тем, жизнь рабочая течет своим чередом. Ножевые ранения, инфаркты, констатации смерти – рутина как она есть. А еще неприятные перемены: меняется сам порядок оказания медпомощи. Формализм на первом месте, борьба за показатели. Никого больше не волнует, что станет с пациентом, главное – вывести из критического состояния и мчаться на другой вызов. Но Олег против такого подхода, просто-таки диссидент от медицины. Хочет как лучше – зарабатывает репутацию недобросовестного сотрудника. Все эти проблемы копятся в нем мучительным комом. И Катя непреклонна: разводу быть. Но через слезы, объятия, поцелуи, секс и разговоры происходит неизбежное примирение. Они родные друг другу люди, они попробуют все начать сначала.
«Аритмия», кажется, способна размягчить самое черствое сердце, пробить на слезу и самого последнего циника. Кто-то вспомнит личный опыт общения с медработниками (как положительный, так и отрицательный), кто-то поставит себя на место героев и попытается разобраться в себе. Масса вопросов возникает после финальных титров. Есть ли будущее у Олега и Кати? Преодолели ли они этот болезненный кризис? Или они остались вместе, так как в кругу медиков найти кого-то для долгосрочных отношений весьма непросто – романы и браки являются преимущественно коллегиальными. Должен ли мужчина быть непременно сильным и пресловутым кормильцем семьи? Может ли он позволить себе роскошь проявлять слабости и быть таким, как он есть? Стоит ли связывать свою жизнь с подобным человеком?
Да, и еще о силе и слабости. Поразительно, как эти двое не боятся выматывающей работы, не страшатся крови, рвоты, ран, ожогов, переломов, но оказываются такими беззащитными, когда дело касается чувств. И плачет бесстрашный врач Олег на груди у своей храброй Кати. И что-то неуловимо подростковое есть в их поступках. Выросли, получили профессию, а поведение во многом осталось юношеским.
Хочется отметить органическую связь нынешнего героя Александра Яценко с его персонажем из другой драмы – «Мне не больно» Алексея Балабанова. Как будто бы архитектор Миша сменил профессию и в память об умершей возлюбленной стал врачом. Обстоятельства теперь иные, но ощущение беспросветной серости жизни осталось. Спасает лишь алкоголь, который, впрочем, как и в балабановской ленте, стоит рассматривать в качестве анестезии. Ирина Горбачева воплощает образ сильной женщины, которая даже и в страдании красива. И мужу она не просто жена – друг, соратник, поддержка и опора.
Смотреть «Аритмию» непросто, а особам чувствительным, быть может, даже и не рекомендовано. Но вопросы, которые затрагиваются в ленте, важны для всех нас. И после просмотра боль в области сердца будет говорить не о кардиологических неполадках, а о душевных переживаниях.
Марина Константинова,
специально для портала «Где Культура»
(Кадр из фильма «Аритмия»)
Теги: «Аритмия», gdekultura_наши отчеты, где культура, лендок