Свобода быть собой (18+)

   Волосатая девушка и художник-гей: в Петербурге завершился Фестиваль кино Северных стран. С 4 по 8 октября в кинотеатре «Великан Парк» бесплатно показывали фильмы пяти стран: Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Финляндии. Среди зрителей были и репортёры «Где культуры». 

   Билеты на фильм «Tom of Finland» закончились через несколько минут после открытия регистрации — сказала перед показом генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Анне Ламмила. Ажиотаж понятен: байопик о художнике небанальной ориентации вряд ли выйдет в прокат в России. Консул сказала, что лента стала одним из символов Финляндии и представляет её по всему миру в юбилейный год — в 2017-ом страна отмечает 100-летие независимости.

   Во времена Тоуко Лааксонена — главного героя фильма «Tom of Finland» — всё было иначе. Геи в Финляндии тогда подвергались уголовному преследованию и публичной травле, а гомосексуальность считалась болезнью, от которой лечили в психдиспансерах. Поэтому фин Тоуко Лааксонен был уверен, что его творения скорее напечатают в Ватикане, чем на родине. 
Он рисовал сексуальных мускулистых брутальных мужчин, в обтягивающих джинсах и коже. Гротескные, смелые и даже вызывающие карандашные зарисовки в родной Финляндии могли обеспечить своему автору тюремный срок, зато, попав в Америку, прославили Тоуко, который взял себе псевдоним Том. 

   Одни видели в этих рисунках грязные и мерзкие порнографические картинки, другие признавались, что Том научил их жить и любить и дал свободу быть собой. Его называли вдохновителем. 
   Так же по-разному фильм восприняли и зрители в Петербурге: кто-то заявил, что эти
рисунки отвратительны, другие благодарили за отличный фильм и актёрскую игру. Это уже в рамках беседы с исполнителем главной роли Пеккой Странгом и актёром второго плана Таисто Оксаненом, которые вышли в зал «Великан Парка» после показа. 

   Пекка Странг признался, что играть любовные сцены всегда сложно, и в любой ситуации нужно смотреть на человека рядом с
тобой с уважением. Отличие же нынешнего фильма только в том, что при поцелуях у его партнёров были волосы над верхней губой. 

   Выяснилось, что до съёмок актёры не были знакомы с творчеством Тоуко Лааксонена. Хотя эти рисунки где-то мельком видели. Да, большинство финов не знали, кто такой Tom of Finland, он был знаком даже не всем представителям секс-меньшинств. Почитала его только одна группа гомосексуалов, которые даже стилем одежды подражали персонажам Тоуко.

Зато теперь Tom of Finland, ставший брендом, перестанет быть известным только внутри гей-субкультуры, о нём заговорит весь мир: фильм уже попал в лонг-лист премии «Оскар» 2018 года. Куратор кинофестиваля (и автор программы «Окно в кино» на канале «Санкт-Петербург») Андрей Смирнов считает, что у картины есть все шансы получить премию, особенно учитывая юбилей независимости Финляндии. 
Режиссёра фильма Доме Карукоски Голливуд уже забрал: сейчас он снимает фильм с Киану Ривзом. Кстати, Андрей Смирнов рассказал, что год назад режиссёр во время интервью признался ему, что он «не фанат ни художника, ни подобных рисунков, но ему показалось очень важным показать трагическую судьбу человека». 

Фильм снимали в нескольких странах, да и финансировали его одновременно Финляндия, Швеция, Дания, Германия и США. Общий бюджет такой копродукции составил 5 миллионов евро. Участие в спонсировании принял и фонд Tom of Finland Foundation, который существует в Лос-Анджелесе. Кстати, Tom of Finland вошёл в топ-10 финских брендов ХХ века, наравне с Муми-Троллями, Нокиа и Энгри бёрдс. В прошлом году фонд выпустил линию одежды с рисунками Тоуко, а ещё раньше, в 2014-ом, финская почта запустила в оборот марки с изображением его персонажей. 
В нашей стране, впрочем, депутат Виталий Милонов заявил, что попросит «Почту России» не принимать к обслуживанию послания с такими марками. 

Кстати, актёрам задали в том числе и вопрос об отношении к гомосексуальности в России, спросили, изменится ли, на их взгляд, ситуация. В ответ Пекка Странг сначала поблагодарил, что этот фильм вообще показали в Петербурге, а после сказал: 

— Революция — как вода. Ты посреди ручья можешь кинуть камень, а вода будет обтекать с двух сторон этот камень. 

В программе Фестиваля кино Северных стран был ещё один фильм о художниках: в картине «Мастер» вечная тема взаимоотношений отцов и детей раскрывается в декорациях богемной Дании. Именитый и богатый художник Симон знакомится со своим 28-летним сыном Каспером. Выясняется, что мир знает его под кличкой Призрак, он прославился на весь интернет благодаря своим масштабным и стильным граффити. Отец ревнует к таланту новоиспечённого Бэнкси, между родственниками постоянно возникают конфликты, а финал этой истории оказывается совсем уж неожиданным. Кстати, у главного героя этой ленты тоже есть прототип: им стал известный датский художник Олафур Элиассон, сейчас он живёт в Берлине. 

Фестивальные фильмы отличались не только жанрами и режиссурой, но и поднятыми в них проблемами. Так, открывала киномарафон норвежская картина «Девушка-лев», про женщину, рождённую с аномалией: вся она, как львица, покрыта шерстью, и это, разумеется, приносит ей много проблем. Однако, преодолев все насмешки и трудности, Эва проживает яркую и насыщенную жизнь. Не исключено, что шерсть в этом фильме нужно воспринимать только как метафору индивидуальных особенностей человека.
 
   Ещё один фильм о притеснении обществом — шведская лента «Саамская кровь». В нём главная героиня терпит гонения из-за своего происхождения. Фильм основан на исторических событиях: саамы подвергались в Швеции нападкам и экспериментам по насильственной ассимиляции. Однако безграничная воля одного человека и в этом случае оказалась сильнее давления социума и позволила победить в войне за право быть собой.

Текст: Ирина Орлова;
фото: предоставлены организатором.

Оставить комментарий