История печальная vs со счастливым концом

Денис Розов: «Печальная история чаще куда красивее истории со счастливым концом» – интервью проекту «Где культура».

Нет, пожалуй, ничего приятнее беседы с талантливым человеком, который увлечен своим делом и беззаветно любит его. Музыкант Денис Розов как раз из таких. В один из мартовских вечеров его можно было увидеть и, само собой, услышать в уютном помещении «Арт-мансарды 4’33″». Денис при участии музыканта московской группы The Dartz Дмитрия Игнатова щедро делился со зрителями теплом своих песен.

В интервью «Где культуре» музыкант рассказал о секретах правильного трек-листа, предконцертных эмоциях и жизнерадостных песнях в миноре. Почему Дмитрий Игнатов – настоящий музыкальный маньяк? Кто помогает Денису в работе над его новыми композициями? И, наконец, чего ждать от него: сингла или полноценного альбома? Обо всем этом и не только – в свежем материале корреспондента Марины Константиновой.

– Начать хочется с очевидного: как пришла в голову идея совместного выступления? Много ли времени прошло с момента задумки концерта до непосредственного его воплощения?
– Началось все весьма прозаично. В один прекрасный день мне позвонил из Москвы Митя Игнатов, с которым мы вот уже второй год вместе играем в группе «The Dartz», и задал вопрос в лоб: “Не пора ли сделать концерт?”. И я задумался: ведь концертов у меня действительно не было очень давно. “Если всё-таки решишься, я с тобой”, – сказал Митя перед тем, как повесить трубку.

Я несколько дней ходил, думал, взвешивал, прикидывал и, наконец, решился, так как ужасно соскучился по выступлениям. И потом, после долгой паузы у меня стали снова писаться песни, а ими очень хотелось поделиться. Я позвонил Мите, мы стали обдумывать, где и когда можно было бы выступить. Хотелось сыграть и в Москве, и в Петербурге. В конце концов, мы решили попробовать в Петербурге. И, судя по теплому приёму со стороны слушателей, не ошиблись в выборе.

На протяжении месяца мы созванивались друг с другом, обсуждали детали, но репетировали (открою страшную тайну!) всего один раз, прямо в день концерта. Митя из тех музыкантов, с которыми легко находить общий язык и которые понимают буквально с полуслова, поэтому репетировать было сплошным удовольствием! Хотя, признаюсь, были опасения, что не успеем, что не получится, но это вполне объяснимо. Слава Богу, что все опасения быстро рассеялись.

– Чем вы руководствовались при составлении трек-листа концерта?
– Трек-лист я переписывал множество раз. Хотелось сделать концерт, позволяющий начать все с чистого листа. Я чувствовал во всём этом новое начало, что-то совершенно иное, не касающееся творчества «Denis Rozov Band» и «Azimuth R» (коллективы Дениса Розова с 2009 и 2013 г. – прим. ред.). И вот я переписывал и переделывал список песен, и всё никак не складывалось в общую картину. В какой-то момент я перестал думать о том, что хотели бы от меня услышать и спросил самого себя: что мне хотелось бы спеть? И тогда все сразу же получилось. На моей памяти это был один из самых лучших трек-листов в моей концертной жизни.

– И всё же песни «Azimuth R» прозвучали на концерте. И «Земля Ноль», и “Словно птицы”, и «Ветрено». – Мне показалось, что в память о Боре Рубекине, с которым мы так долго играли их вместе, я просто обязан это сделать. Песни должны жить. И я благодарен всем тем, кто помнит о Боре!

– Продолжая песенную линию, отметим, что концерт ознаменовался парой новинок. Расскажите подробнее о свеженаписанных песнях, Денис.
– Были исполнены песни “Корабль уходит” и “Хватайся за воздух”, написанные в начале марта. Но вместе с тем прозвучало и то, что было выложено в сеть, но никогда вживую еще не игралось, не пелось. Например, “Пока ты здесь”, “Мы придумали это сами”. Так что премьер было достаточно.

– А ещё была песня “Лети”, которую вы посвятили Борису Рубекину.
– Да. Это была первая песня, которую я сочинил на фортепиано. И только спустя время я понял почему. Боря в последнее время писал очень много именно фортепианных пьес, и я часто их слушаю, если еду в машине. Когда стали появляться слова, было такое ощущение, что сама музыка диктует их.

Для концерта пришлось перекладывать песню на гитару, и мне было интересно: получится ли? Мне кажется, получилось. А ещё прозвучали «Небо без неба» и «Пусть сегодня никто не умрёт», песни, которые мы начали делать «Азимутом» сразу после выхода альбома «Zемля Nоль». Мы даже попробовали записать их с Борей, но так и не успели тогда закончить. В прошлом году мы вернулись к ним, и вот теперь они завершены и ждут своего часа. Однажды они обязательно будут опубликованы.

– Ждать ли ценителям вашего творчества выхода новых записей: сингла, альбома?
– Поначалу мне было очень интересно делиться каждой новой песней. Я сразу бежал её записывать и потом выкладывал в сеть. Но в какой-то момент я задумался: а если дойдёт до альбома, что останется слушателю, если он всё уже услышал? И я остановился. Продолжаю записывать, но терпеливо всё складываю в специальную папочку на компьютере под названием “Альбом Дениса Розова” (хитро улыбается).

– Значит, всё-таки альбом?
– Каждая новая песня мне недвусмысленно об этом намекает. Не вижу смысла противиться. Со мной подобное, надо заметить, впервые. Создавать альбом из только-только написанных песен – что может быть прекраснее?! Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность двум замечательным Андреям, которые помогают мне записывать эту пластинку. Первый Андрей – это Андрей Злобин, создатель самого главного, пожалуй, folk radio в России, которое именно поэтому столь бесхитростно называется.

Он прямо дома, под Петербургом, собрал студию звукозаписи, и я готов официально заявить, что это самая уютная студия звукозаписи, где мне доводилось бывать, а мне есть с чем сравнивать. А второй Андрей – Андрей Поляков – живёт в Москве и самоотверженно выполняет такую жуткую и выматывающую работу как сведение. При этом он как-то умудряется совмещать это с основной работой, далёкой от звукозаписи. Бесконечно чудесные, компромиссные и терпеливые люди.

– Во время выступления в руках Дмитрия Игнатова можно было увидеть любопытные музыкальные инструменты. Хотелось бы узнать, во-первых, их названия, а также услышать историю их появления в этом концерте. Почему выбрали именно их?
– Если мне не изменяет память, Митя в тот вечер играл на болгарском кавале. Второй духовой инструмент называется нэй. Митя вообще большой поклонник этнических дудочек, при этом прекрасно управляется со щипковыми. Кроме того, он один из лучших басистов, что я слышал на российской фолк-сцене.

По себе знаю, что замыкаться в одной стилистике и на одном инструменте дико скучно, поэтому когда появляется возможность проявить себя где-нибудь на альтернативной территории и всласть поимпровизировать – упускать её нельзя ни в коем случае. Митя в этом плане настоящий музыкальный маньяк и готов играть по 25 часов в сутки в самых разнообразных коллективах, что он собственно и делает вот уже несколько лет. Прежде мне посчастливилось музицировать только с одним таким человеком – это был Боря Рубекин.



– Это уже не первый концерт Дениса Розова, который проходит в «Арт-мансарде 4’33″». Чем для вас привлекательно это место?
– Когда-то, три года назад, ребята сами на меня вышли. Я вел авторскую программу на радио Fontanka FM «Музыкальная Археология» (ныне передача носит название «Частная Коллекция» и выходит на Radio Imagine – прим. ред.) и делал серию выпусков посвященных Unplugged-концертам. Дима и Серёжа написали мне, что именно эти эфиры сподвигли их на создание концертной площадки у нас в городе, где можно было бы пытаться создать нечто подобное. Узнать такое, безусловно, приятно. А потом они пригласили выступить у них одному из первых и я, конечно же, с радостью согласился.

Теперь они принимают у себя очень известных персон, часто их мансарда набита слушателями до отказа. И я не вижу в этом ничего удивительного. Уютно, красиво, гостеприимно, очень хороший звук, замечательное отношение к артистам и публике – где у нас в городе можно встретить всё вышеперечисленное под одной крышей? От всего сердца желаю ребятам не сдаваться и продолжать начатое!

– Какие чувства обычно одолевают вас перед выступлением? Если вдруг это какие-то не очень приятные эмоции, как вы с ними боретесь?
– Скажу банально: волнение! Так было с и прошедшим концертом. Но вместе с волнением я испытывал радость от того, что вот-вот смогу поделиться со слушателем новыми песнями. И эта радость по ходу концерта только приумножалась.

– И напоследок коварный вопрос: какую песню написать проще: веселую или печальную? А какую – интереснее?
– Вы знаете, вот уже много лет я пытаюсь написать хотя бы одну веселую или просто жизнерадостную песню! И пока безуспешно. Так, по крайней мере, мне кажется. Ведь можно даже в миноре написать жизнерадостную песню. Нужно, конечно, очень постараться, но можно! У меня же всё с точностью до наоборот: гармония, состоящая сплошь из мажорных аккордов, а вот слова…

– Неужели всё так плохо?
– У героев каждой из песен на этот счёт особое мнение. Нужно спросить у них. Но от себя замечу: печальная история чаще куда красивее истории со счастливым концом.

(Текст: Марина Константинова, фото: Сергей Спиридонов).

Теги: , ,

Оставить комментарий


Для любых предложений по сайту: [email protected]