“Вальс в Конго”
Очень простая, ритмичная и сочная по своему звучанию музыка, и чарующие тексты поэтов серебряного века, задумчивый солист с пронзительным, слегка отстраненным, взглядом и глубоким голосом, басист в “метафизической кипе”. Так представили свое творчество “Вальс в Конго”, некогда известные как самая необычная группа Йошкар-Олы, а ныне вполне себе петербургские музыканты, выступившие на сцене “Fish Fabrique Nouvelle”.
Алексей Краев – основатель и идейный вдохновитель проекта – рассказал “Где культуре” о своем творчестве и о том, почему лучшие песни получаются из стихов, в которых мало эмоций.
– Как вы начали заниматься музыкой?
– Я не знаю, это было очень давно. Мне всегда нравилось играть на гитаре и петь.
– А как вы пришли именно к такому формату?
– Случайно. Я читал какой-то текст, оказалось, что к нему можно придумать музыку. И я придумал. Потом второй, третий. Накопилось какое-то количество песен, я их и не думал играть сначала. Они просто сочинялись сами по себе.
– Жанр вашей группы часто характеризуют как “музыкальный аутизм”, откуда это пошло?
– Кто-то однажды в шутку так назвал. С тех пор прижилось. Я сам никак не определяю нашу музыку. “Музыкальный аутизм” по классификации жанров ничего не означает. Музыку должен определять зритель, либо специально обученные люди. Но это определение мне когда-то показалось интересным. Если я не ошибаюсь, это пошло от нашего баяниста – Роберта – он раньше с нами играл.
– Что для вас значит музыка?
– Это самое интересное, чем я в жизни когда-либо занимался. Мне интересно ей заниматься, для меня это самое главное.
– В чем лично вы черпаете вдохновение? Как приходит решение взять тот или иной стих?
– Какой стих взять, решаю я. Но я даже не то чтобы решаю. В принципе, неважно, какой брать. Я просто читаю стих, и понимаю, что из него получилась бы песня. Просто должно что-то совпасть. Не знаю даже, что. Например, на Есенина я бы не смог сочинить музыку. Мне кажется, что у него стихи, которые не поются. В них слишком много эмоций. По моему мнению, это именно стихи и совместить с музыкой их сложно.
Хотя Мише Родионову (группа “the retuses” – прим.ред.) удалось. Лично для меня не очень важно, какой текст. Если можно его на музыку положить, я могу его использовать.
– А смысл текста важен?
– Смысл не важен. Точнее не изначально важен, конечно важны слова, мне сложно это разложить по полочкам. Нет такого рецепта, чтобы взять текст и сказать, получится ли. Я не могу объяснить, что в тексте должно быть, чего не должно, чтобы получилось. Наверное должно быть мало эмоций, как минимум. Но есть и довольно эмоциональные тексты, из которых музыка все-таки родилась, например, пара стихов Мандельштама, которые не соответствуют этим критериям, но тем не менее…
– Почему именно “как можно меньше эмоций”? Мне казалось, обычно наоборот.
– Чем больше в стихе эмоций, тем меньше он с музыкой контактирует. Они тогда как бы сами по себе.
– Знаете, как обычно говорят, что большинство песен, из всех существующих, либо про любовь, либо про войну. К вашим песням это не относится, похоже?
– Если из этого выбирать, то лучше про любовь, чем про войну. Про войну это совсем не интересно.
– Как вы относитесь к другим музыкантам, которые так же сочиняют музыку на стихи известных поэтов? Тот же Миша Родионов, например? Слушаете ли их, нравятся ли?
– Они делают хорошую музыку в своем ключе. У него, например, был первый альбом “Вальс Балтики”, мне он показался интересным, когда я его слушал.
– Какие ваши личные музыкальные пристрастия? Есть ли какие-то группы, которые повлияли на вашу музыку?
– Я за свою жизнь много слушал музыки. Наверное она вся как-то повлияла. Во многом, на ней я научился, как не надо делать. Что не интересно. Из тех групп, которые мне нравятся, – это “АукцЫон”, “XIU XIU”. Сейчас я не очень много слушаю – очень мало того, что мне действительно бы нравилось. Например, из недавнего – последний альбом “XIU XIU”.
– Вы родом из Йошкар-Олы. Как появилось решение переехать в Питер?
– Мне нравятся большие города, центры. Я выбирал между Москвой и Питером. Здесь друзей больше.
– Про данный концерт говорили, что планируется новое звучание. В чем именно это выражается?
– Мы раньше не играли с такими аранжировками, как на этом концерте. Как я уже говорил, у нас некоторые музыканты не смогли играть. И нужно было что-то делать, и мы буквально за несколько дней придумали это. Дней пять ушло, конечно не очень отшлифовали, получилось не совсем так, как хотели.
– Как у вас дальнейшие творческие планы?
– Планируем записать альбом. Материала накопилось очень много – альбома на четыре. Пора уже что-то выпустить.
– А вы сами стихи пишите?
– Сегодня было пара песен на мои тексты. У меня даже есть сольный альбом, где все тексты мои.
– Есть ли любимое стихотворение?
– Есть несколько. Из последних, которые мне понравились, – Геррит Ахтерберг “Микробы”, это в переводе. У Светланы Кековой пара стихотворений есть крутых.
– Современных поэтов каких-то любите?
– Мне редко какие стихотворения действительно нравятся. Из Введенского есть что-то, например. Есть хорошие тексты у Дениса Комарова, он же Бормотун.
Текст: Аделаида Рош
Фото: almostscully
Теги: gdekultura_музыка, вальсвконго, где культура