«Красная Шапочка»

Порой самые интересные спектакли для детей самые простые в оформлении (по крайней мере, так кажется). Постановка Интерьерного театра «Красная Шапочка», прошедшая 15 апреля, тому подтверждение. 

На сцене одна красочная декорация-трансформер. Это и сказочный лес, и домик бабушки, и тропинка. К слову, тем же отличается оформление двух других спектаклей театра по Шарлю Перро «Кот в сапогах» и «Мальчик-с-пальчик» (вместе они составляют трилогию). Кажется, главный художник театра Марк Борнштейн придумал универсальное игровое пространство для камерной сцены театра.

Но за внешней простотой скрываются продуманные художественные решения. Вместо поворотного круга сменами места действия играючи руководят артисты. Подобная минималистичная сценография концентрирует внимание на персонажах и открывает простор множеству режиссёрских ходов, за которыми с интересом наблюдают маленькие зрители.

Сюжет сказки Интерьерного театра немного отличается от знакомой всем с детства «Красной Шапочки». То есть, конечно, здесь есть волк, который доберётся до внучки и её бабушки, а потом получит по заслугам, но история в пересказе Николая Беляка – режиссёра спектакля и художественного руководителя театра – играет новыми красками и полна неожиданных нюансов.

Зрители словно попадают на детский утренник, где воспитательница-сорока раздает каждому воспитаннику слова роли. И сказка в буквальном смысле разыгрывается, и тем интереснее становится, ведь дети-артисты такие непредсказуемые: то начнут дурачиться и шалить, то слова забудут и займутся своими делами.

Такой же приём можно увидеть в шекспировской «Двенадцатой ночи», которую Беляк поставил с выпускниками своего первого актёрского курса в 2011 году. 
Конечно, этот приём не новшество режиссуры, самые знаменитые сцены игры в театр описал ещё Шекспир, сказавший: “Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины все актеры”…

Так и на сказочной полянке «Красной Шапочки» – молодые артисты, выпускники театральной академии (курса Николая Беляка) играют в театр. Вошедшие недавно в состав исполнителей актёры Валерий Чеботаев и Михаил Щербинин отлично поймали настроение спектакля и влились в команду «старожилов»: Анастасии Саловой, Алексея Удальцова и Александра Тарасова. Актёры с неизменным увлечением (премьера спектакля состоялась в марте 2013 года!), неиссякаемым задором и радостью существуют на сцене и заряжают своим настроем всех зрителей.

У Красной Шапочки, роль которой исполняет Анастасия Салова, есть подруга – кукла. С ней маленькая девочка общается, играет и познаёт огромный волшебный мир. В нём сонный Заяц (Валерий Чеботаев) отстукивает мелодию на фортепиано, чтобы Сорока (Ирина Булгакова – также новая исполнительница роли), провела утреннюю зарядку: нужно хорошенько размяться перед представлением! Артист Михаил Щербинин в образе Лесника поёт оду сказочному лесу. А длинная и самая лучшая на всём Белом Свете Бабушка в исполнении Александра Тарасова (возможно, выбор актёра совершён по античным правилам) и Волк (Алексей Удальцов) поют дуэтом. (Некоторым зрителям порой очень сложно противостоять обаянию этого мохнатого певца, а уж плохо видящей Бабушке и подавно!) Герои ведут между собой неподражаемые беседы (все диалоги написал актёр Роман Бахусов) и над незадачливостью некоторых персонажей можно вволю посмеяться или умилиться их непосредственности.

Необыкновенные появления героя ниоткуда, его чудесные перевоплощения – обычное дело в спектаклях для детей, и всегда воспринимаются сродни чуду. В «Красной Шапочке» Интерьерного театра тоже есть подобные чудеса, пробуждающие детское воображение. А ещё есть общение некоторых героев сказки с маленькими зрителями, которые радостно отвечают в ответ. Такие небольшие интерактивные вставки ободряют внимание, и не дают ему ослабевать до конца спектакля. И в момент, когда Сорока говорит: «Волк съел Красную Шапочку и её Бабушку», – детский голосок звонко добавляет: «И дедушку!» В такой обстановке взрослым зрителям непременно удастся почувствовать себя детьми.

«Красная Шапочка» – музыкальный спектакль. Музыка в спектакле придает дополнительную окраску действию. Она иллюстрирует настроение и помогает маленьким зрителям воспринять каждый новый сюжетный поворот. Красная Шапочка знакомится в лесу с Волком, который перед этим воет под угрожающий музыкальный аккомпанемент громко и грозно, как сирена. Но вот Заяц и Лесник крадутся по его следам под сопровождение вкрадчивых аккордов. Внезапно эти неуклюжие охотники пускаются в погоню за хвостатым обманщиком, тогда музыка набирает темп и стремительно несется вслед за их сверкающими пятками. А в конце сказки мелодия снова становится легкой, подчёркивая счастливый конец своей беззаботностью. 

Мелодичные песенки, которые сочинила актриса Светлана Кузнецова, поучительные: «Если встретишь незнакомца, ты с ним не знакомься! Слушай бабушку всегда, а не то придёт беда!» Многие родители будут благодарны за эти ненавязчивые и важные напоминания. 

А где песенки, там и  танцы, которые заставляют зрителей топать ногами в такт. Отдельных аплодисментов заслуживает финальный танец (хореограф Резида Гаянова) плавно переходящий в поклон. Все актёры ещё в образе и взаимоотношения их героев друг с другом проявляются в забавных секундных гримасах, вскриках или дружественных приветствиях. 

Спектакль держит бодрый ритм, и действие укладывается в 1 час. 

Эта «Красная Шапочка» заряжает положительными эмоциями на все выходные. И заставляет с нетерпением ждать следующих, в которые можно будет прийти за новой порцией радости в этот театр.

(Текст: Анна Городянская; фото: из группы Интерьерного театра https://vk.com/album-17262120_223160261)

Теги: , , , , ,

Оставить комментарий


Для любых предложений по сайту: [email protected]