Арт-обзор. Медиапроект, инсталляции и живопись

Всё разнообразие жанров и тем – от архитектурного медиапроекта до нонконформисткой живописи и концептуалистских инсталляций, поднимающих тему советского и не только, – предложено вниманию петербургской публики на текущей неделе.

«SPB 2103» в «Манеже»

«SPB 2103», кадр видеоинсталляции. Фото: М. Харитонова

Вспомнить историческое прошлое, осмыслить настоящее, подумать о будущем города на Неве предлагают организаторы выставочного проекта «SPB 2103», посвященного градостроительному дискурсу Санкт-Петербурга. Организаторами проекта стали университет ИТМО и ЦВЗ «Манеж», главным куратором – Мария Элькина. К участию в проекте были привлечены ведущие российские и зарубежные архитекторы, фотографы, художники и критики.

Одну из частей этого медиаэксперимента составляют исторические карты и панорамы Петербурга, фотографии и гравюры, по которым можно реконструировать в воображении бывший когда-то облик города, отметить в нем любопытные детали. Кроме того, интересны и представленные масштабные видеопанорамы не только Северной Венеции в ее историческом амплуа, но и архитектурные планы Амстердама, Берлина и других европейских городов, а также картографические виды Версальского парка, предложенные для анализа и сравнения.

Другая часть выставки посвящена рефлексии настоящего, которая представлена, в частности, видеопроекциями фоторабот Александра Грановского, исследующего топографику города в ее тенденции к повторению, воспроизведению одних и тех же форм-пространств, тянущейся из советского прошлого. Так, Грановский предлагает разные варианты фототрио, в которых на каждой из фотографий запечатлены разные части города, кажущиеся, однако, идентичными.

Кроме того, авторы «SPB 2103» предложили посетителям ознакомиться с разного рода высказываниями о судьбе города, принадлежащим представителям современной архитектурной, художественной, экономической и политической сцены, которые раскрывают различные грани градостроительной дискуссии о Петербурге, а также познакомиться с неосуществленными строительными проектами.

Важной в контексте выставочного проекта стала и интерактивная составляющая. Так, на первом этаже Манежа можно проверить свою архитектурную память и проявить созидательные способности в попытке «собрать» Петергофский дворец на большом интерактивном планшете или создать новое здание на свой вкус. Кроме того, у посетителей будет возможность опробовать себя в качестве градостроителя-стратега, управляя роботами.

На втором этаже выставочного пространства представлены эксперименты молодых архитекторов, которые предложили свой взгляд на развитие города, который, являясь самым крупным в мире объектом охраны ЮНЕСКО, во многом остается «тяжелым на подъем» в отношении инноваций, но, тем не менее, требует осуществления новых архитектурных решений, которые бы помогали ему развиваться. И решения эти существуют, однако большей частью в виде виртуальных компьютерных проектов. Проблема их реализации – также в поле исследований архитекторов.

Существенной составляющей медиапроекта «SPB 2103» стали видеолекции ведущих архитекторов, историков и критиков – Сергея Чобана, Никиты Алексеева, Льва Лурье, Марии Элькиной и других, – посвященных как историческим аспектам, так и современным проблемам Санкт-Петербурга, его позиционированию и репрезентации во всероссийском и международном масштабе.

Выставка «SPB 2103» открыта до 15 июля. Расписание работы ЦВЗ «Манеж»: вторник с 11:00 до 17:00, в остальные дни – с 11:00 до 21:00 (без выходных).

 

«В будущее возьмут не всех». Илья и Эмилия Кабаковы

Илья и Эмилия Кабаковы. «В будущее возьмут не всех». 2001. Фото: Культура. РФ

В Главном штабе Эрмитажа продолжает действовать масштабная ретроспектива работ одного из наиболее значимых представителей московского концептуализма Ильи Кабакова, создававшего свои знаменитые инсталляции в творческом союзе с супругой Эмилией. Девять творчески оборудованных комнат-экспозиций предлагают их посетителям погрузиться в многоплановый опыт «советского» с его утопиями, противоречащей им будничной действительности и разного рода эскапизмом. По освоении каждого из этих любопытных пространств складывается общая картина, так или иначе соотносящаяся с названием-утверждением выставки («В будущее возьмут не всех»), которое предлагает зрителю поразмышлять над судьбой искусства и создающих его художников, идеологических перспективах, а также способах бытия человека с самим собой и окружающим миром.

Ретроспектива Кабаковых – отличная возможность познакомиться с одним из важнейших направлений в искусстве XX века, «распробовать» жанр инсталляции в образцовом исполнении и подумать над фундаментальными вопросами жизни в антураже советского.

Выставка открыта до 29.07.2018 в Главном штабе Эрмитажа. Расписание: вторник, четверг, суббота, воскресенье с 10:30 до 18:00, среда и пятница – 10:00 – 21:00, понедельник выходной.

 

Михаил Рогинский. Избранное

Михаил Рогинский. «Розово-лиловые бутылки». 1978. Фото: М. Харитонова

Галерея «DiDi» представила редкую возможность увидеть работы одного из ключевых фигур российского авангарда второй волны, выдающегося художника-нонконформиста Михаила Рогинского (1931-2004). Выставка получилась лаконичной, но ёмкой: в экспозицию оказались включены произведения, дающие вполне ясное представление об образах и темах, которые для Рогинского были особенно актуальны и сопровождали различные периоды его творческого пути.

Художник запечатлевал жизнь в ипостаси повседневности, в предметах-лицах, у каждого из которых обнаруживалась собственная история, собственная жизнь – то ускользающая, то плакатно себя манифестирующая. Каждая вещь, которую он выписывал с пристрастным живописным вниманием, оказывается дверью, по ту сторону которой скрывается целый мир многообразных жизненных реалий: советских, парижских, московско-переестроечных, но в итоге – просто человеческих.

В образном плане работы Рогинского, с одной стороны, чрезвычайно просты, как прост в своей бытийной простоте стоящий на столе чайник, а с другой – многосложны и таинственны в свойственной им внутренней коннотации «по ту сторону», в тонкой экспериментальной работе художника с фактурой, цветом, формой, материалом, которые преображаются в самоценные сущности. Грубоватый гофрокартон, неровно обрезанные края картин, деревянные рамы-коробки и при этом – мастерски выверенная композиция, продуманные нюансы колорита, изящно включенный в картину текст и образ, провоцирующий движение мысли.

NB: используйте уникальную возможность сопоставить произведения Михаила Рогинского, представленные в галерее «DiDi», с работами Ильи Кабакова и художников движения arte povera в Эрмитаже, а также картинами-объектами Тимура Новикова в Центре современного искусства им. С. Курёхина: это даст более полное представление о художественных поисках не только неофициального советского искусства, но и в целом искусства второй половины XX века.

Выставка произведений Михаила Рогинского открыта в галерее «DiDi» (Большой пр. В.О., 62) до 1 июля. Расписание работы: вторник-воскресенье 12:00 – 19:00, выходной – понедельник.

 

Текст: Мария Харитонова, искусствовед, автор проекта «Искусство вместе»

 

Теги: ,

Оставить комментарий


Для любых предложений по сайту: [email protected]