Безмолвие на сцене
Спектакль без единого слова ставят в Санкт-Петербурге. «Молчание на заданную тему» театра post – это ровно один час в абсолютной тишине.
Молчание нынче — роскошь. Как часто можно позволить себе помолчать, особенно в присутствии другого человека? Даже если запереться дома и не говорить ртом, наверняка вступишь в контакт в социальных сетях или мессенджерах. А это уже совсем не то.
Практика молчания – одна из самых сильных в йоге. Её включают в программы для искушённых пользователей, а самые продвинутые — едут в индийские ашрамы на несколько недель, чтоб удалиться от суеты и сосредоточить внимание внутри себя.
Словесный детокс в миниатюре можно примерить в театре post. Перед началом постановки к зрителям выходит режиссёр Дмитрий Волкострелов и оглашает правила пользования спектаклем:
1) не ждать его окончания
2) не вступать в телесный контакт с актрисой
3) не использовать электронные средства связи
4) не разговаривать
Режиссёр пишет в блокнот тему, на которую актриса должна будет молчать. Её озвучивают залу и с этого момента начинается размышление над заданным вопросом. Зрители думают вместе с актрисой и как бы через неё, посредством неё, она выступает проводником. Иногда актриса отстраняется, уходит с первого плана и позволяет людям размышлять самим, без её участия.
Но и просто разглядывать Алёну Старостину — одно удовольствие. Очень худая и симпатичная, интересная во всех смыслах этого слова, с оливковым оттенком кожи, в простой тунике, перехваченной поясом, и с модным пучком на голове. Очаровательная задумчивая девушка.
Горькая улыбка, влажные глаза – ощущение, что она гораздо старше, чем есть и знает об этой жизни намного больше, чем некоторые из нас. Что-то очень личное проступает на её лице, кажется, воспоминания, может быть, о совсем раннем детстве. Угадать, о чём она думает, невозможно, но в то же время любой вариант будет правильным.
Так мог бы размышлять человек, оставшись он один в комнате, над очень серьёзным и важным для него вопросом. Важным настолько, что в раздумьях можно забыть обо всём, даже шевелиться. Кстати, на спектакле не помешает скетчбук: некоторые положения тела актрисы настолько трогательны и красивы, что хочется их зарисовать.
Закончился спектакль так же внезапно, как начался — Алёна Старостина выпорхнула из зала, не успели даже поаплодировать. К тому же были опасения, что это будет звучать неуместно после такой звенящей тишины.
И да, оказывается можно сделать спектакль без единого слова. И в нём не будет заламывания рук или компенсации молчания за счёт активной мимики. Максимально статичные позы, всё сдержанно, тонко, выверено.
Эта постановка – «лицензированная копия» спектакля московского Театра.doc. Посетить «Молчание на заданную тему» стоит хотя бы для того, чтобы пережить необычный опыт и почувствовать, комфортно ли вам в полной тишине в окружении нескольких десятков незнакомых людей.
Всего один час, проведённый без слов, может многое сказать о вашем восприятии мира. К тому же это возможность 60 минут подряд безнаказанно разглядывать незнакомую и очень красивую девушку.
(Текст и фото: Ирина Орлова, часть фото предоставлены организатором)
Теги: петербург, театрdoc, театрpost, эксперимент