100 лет со дня рождения Георгия Вицина

«Он дьявольски талантлив…», – со вздохом говорил о нём Моргунов, который был ревнив к чужим успехам и очень редко признавал чьё-то дарование.

Мечтательный Миша Бальзаминов, Трус из знаменитой гайдаевской троицы, домовёнок Кузя, Гоголь, наконец. Да-да, не все знают, но одной из первых ролей в кино для Георгия Вицина, со дня рождения которого исполнилось 100 лет, была роль этого великого писателя.

Причём, в двух фильмах подряд: в лентах «Белинский» и «Композитор Глинка». И ведь как Вицин его сыграл! Залюбуешься! Мало того, что получился похожим, так он ещё и очень выигрышно смотрелся там на фоне многих других актёров. А через несколько лет Вицин и художника Илью Репина сыграл.
Это – к слову, о серьёзных ролях, поскольку не секрет, что прославился Георгий Михайлович как комик, хотя был способен играть самые разноплановые роли, что и доказал до своего появления в кинематографе, работая много лет в Театре им. Ермоловой.
А вот в кино основное количество его ролей было шаблонным: алкоголики, тунеядцы, неудачники, застенчивые парнишки, маленькие люди… Но надо отдать должное Вицину – даже крохотную клишированную роль он умел наполнить дивными красками.

Между прочим, настоящие краски и другой инструментарий живописца, графика и скульптора были хорошо знакомы нашему герою. В своё время он всерьёз задумывался о том, что выбрать: изобразительное искусство или актёрское поприще? Мы прекрасно знаем, на чём он остановил выбор, однако всю жизнь в свободную минуту Вицин рисовал или ваял, и делал это с большим удовольствием, и, что немаловажно, очень талантливо. Кроме того, для театральной студии, которой руководил его сокурсник – Константин Воинов, Георгий Михайлович часто делал декорации.
Он, возможно, и не думал, что актёрство станет его судьбой, ведь когда-то Вицин воспользовался театральной сценой лишь как способом побороть чрезмерные замкнутость и стеснительность. Ещё во время участия в школьных постановках он ощутил, что, «надевая маску» какого-нибудь персонажа, не комплексует и не робеет.
Его родители не имели отношения к искусству, а отец и вовсе умер рано – он, хоть и вернулся с Первой мировой живым, получил там такую порцию отравляющих газов, что скоро оставил жену вдовой. А мама, сменив несколько мест работы, в итоге стала билетёршей в Колонном зале Дома Союзов и нередко брала Гошу с собой, благодаря ей он с юных лет видел выступления на сцене.
А ещё его мама может считаться «причиной» путаницы в возрасте и в днях рождения своего сына.

Однажды Георгий Вицин сделал неожиданное заявление, сказав, что 23 апреля 1918 года – неверная дата. Мол, на самом деле он родился (5)18 апреля 1917. Некоторые подумали, что он сказал так лишь для того, чтобы избежать торжеств в честь его 80-летия (а это произошло именно тогда) – подразумевая, что юбилей уже позади, и праздновать нечего. Ну, не хотел он суеты, пафоса и чествований, вот и придумал такое. Однако оказалось, что Вицин ничего не придумал, и его слова соответствуют записям в церковных книгах того храма в Петербурге, где будущего великого актёра во младенчестве крестили.
Дело в том, что его мама однажды постаралась, чтобы её Гошенька – такой болезненный и слабенький, с ревматизмом и проблемами с сердцем – попал в лесную школу. Лесные школы – это были такие учебные детские учреждения в СССР, созданные для того, чтобы ребята, имевшие довольно серьёзные проблемы со здоровьем (вроде ревматизма и закрытой формы туберкулёза), могли, не прерывая учёбы, получать лечение и уход. Располагались такие школы в пригородах, а то и в лесу, отчего и возникло название «лесные». В тот год, когда мама Георгия Вицина решила, что сына нужно срочно отправлять в подобную школу, места остались только в младшей группе, вот она и подправила год рождения своего дорогого мальчика.
По одной из версий, кроме режима дня и хорошего питания, гимнастики и даже хореографии, в том учебном заведении кто-то учил детишек и основам йоги, и, мол, оттуда вынес свои йогические привычки всенародно любимый актёр. По другой версии, это произошло значительно позже. Но, в любом случае, и лесная школа принесла пользу, и йога, когда бы Вицин ни пришёл к ней, стала его ежедневной практикой на долгие годы.

Окончив школу (обычную), Георгий Вицин сделал свой профессиональный выбор и поступил в училище при Малом театре, но примерно через год был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Кто знает, что было на самом деле, может, и вправду, ощутив, как легко даётся ему актёрская наука, наш герой несколько расслабился. Но главное, что он не отрёкся от выбранной стези, а подал на следующий год документы сразу в три студии — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2, и был принят во все. Но выбрал он студию МХАТ-2, о которой всегда вспоминал с любовью и пиететом.
В 19 лет Вицин уже стал актёром «второго» МХАТа, но тот вскоре был фактически уничтожен Сталиным, рассердившимся на непослушание артистов, и юный актёр попал в другую труппу, которая стала известна как Театр им. Ермоловой. Приукрашивать, рассказывая о главных ролях, мы не станем, однако не соврём, если скажем, что публика очень скоро начала идти именно «на Вицина».
На театральной сцене он проработал немало, получил ценнейший опыт, встретил там свою первую большую любовь – Дину Тополеву, и режиссёра, которого считал одним из главных своих учителей – Николая Хмелёва. Причём, Тополева и Хмелёв были тогда мужем и женой, но роман Вицина и Тополевой никак не повлиял на отношения молодого актёра и режиссёра. Что ни говори, а люди раньше, видимо, были другие. Или уж Вицину так повезло.
Но и людям с ним повезло. Он привлёк немало зрителей в театр, хотя почти не получал главных ролей. А Дине Тополевой он на всю жизнь стал опорой. Как положено настоящему джентльмену и мужчине, для которого ответственность – не пустой звук, он, даже женившись на другой женщине, заботился о той, которая когда-то ответила ему взаимностью. Кристально честный человек, он смог построить отношения в семье так, что его супруга Тамара, любимая дочь Наташа и былая любовь Дина стали большими друзьями.

За Вициным не тянулись шлейфы слухов или сомнительных историй, ему не были способны навредить «медные трубы», поскольку слава его, скорее, тяготила, чем радовала. У него не было тяги к «тусовкам» и вредных привычек, хотя некоторые считали таковыми именно отсутствие пагубных пристрастий, его здоровый образ жизни, его непременные йогические упражнения и привычку вздремнуть хоть 15 минут между съёмками.
А ведь, возможно, именно эти полезные вещи, помимо дара перевоплощения, позволили ему в 37 лет сыграть 18-летнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок», а в 48 лет – молодого Мишу Бальзаминова. Впрочем, в то же время он с успехом играл и 60-70-летних стариков, замечательно копируя старческую осанку, речь и жесты.

Как известно, роли в комедиях Гайдая принесли Вицину всенародную известность и любовь, но они же, в определённом смысле, стали проклятием этого актёра. После них ему, в общем-то, перестали давать драматические и трагические роли. А ведь он мог вместо Смоктуновского сыграть Гамлета в знаменитом фильме Козинцева. Козинцев прекрасно помнил, как Георгий Михайлович справился с ролью Гоголя в «Белинском» и хотел именно Вицина на роль принца датского, но его охладила «комедийная муть» в фильмах Гайдая.
Вицин был другого мнения о той «мути» и о значимости юмора в жизни каждого человека, но на роли, подобные Гамлету и другим серьёзным персонажам, его перестали рассматривать.
И очень зря. Ведь, помимо многогранного актёрского таланта, в Георгии Вицине копились обширнейшие знания, он был не только одним из самых остроумных людей своего времени, но и одним из самых начитанных. Его библиотека была огромна, книги стали чуть не единственным, что интересовало его как товар. На остальные блага и атрибуты успеха ему было начхать.

И хотя он очень много трудился – кино, концерты, радиоспектакли, озвучивание фильмов и мультиков, ни денег, ни своего времени он не тратил впустую. Были родные, которые требовали его внимания, были любимые занятия – вроде скульптуры или книг, и были его несчастные подопечные – бездомные животные и птицы, о которых он заботился до последних своих дней.
У детей, живущих в том же районе, что и Вицин был стишок: «Если летят птицы, значит, идёт Вицин…» В карманах курток или пальто Георгия Михайловича всегда лежали конфеты для ребятишек и зерно для птиц. Для многочисленных окрестных дворняг он готовил еду и ходил кормить бездомных псин. А скольких из них он успел выходить, спасти от смерти…
И если память и ожидание собак, которые, чуя приближение своего благодетеля, собирались во дворе, или там, где он их кормил, людей не удивляли, то подобные проявления от птиц поражали многих. А пернатые словно бы знали его в лицо, летели за ним по улицам и переулкам.
Один неподготовленный очевидец сказал, что в этом было что-то «хичкоковское». Однако что же в том «хичкоковского», если птицы и не думали причинить вред своему кормильцу?

Георгию Михайловичу стало очень плохо после его выступления на сцене московского Театра киноактёра. 84-летнего артиста увезли на «Скорой», и больше месяца любившие этого человека тешили себя надеждой: Вицину становилось то чуть лучше, то хуже.
Но домой живым он уже не вернулся.
Много свидетелей было удивительному явлению на его похоронах: бродячие собаки и птицы, которых он кормил, вдруг появились откуда ни возьмись и вместе с людьми провожали своего человека в последний путь.

Теги:

Оставить комментарий


Для любых предложений по сайту: [email protected]