Художник Фрэнк Брэнгвин

Пока британцы чесали в затылках и не знали, как относиться к этому художнику и как его классифицировать, в других странах – в той же Франции или Америке – Фрэнка Брэнгвина почитали за воплощение современного британского искусства и говорили о нём с восхищением. Ну, не все конечно. Немецкий кайзер, к примеру, назначил немалую цену за голову сэра Брэнгвина.
Почему? А слишком уж он активно в годы Первой мировой войны рисовал и распространял плакаты с патриотическими призывами и нелестным изображением врага. Какому же супротивнику понравиться подобное? Гитлер вон тоже в своё время объявлял врагами, скажем, Илью Эренбурга и Чарли Чаплина.
Но если вы – не воинственный кайзер или кто-то в этом роде, то вам, скорее всего, придутся по душе работы Фрэнка Брэнгвина: его литографии и огромные офорты, витражи и книжная графика, фрески и акварели, масляная живопись, керамика и всё остальное. Выбрать есть из чего – Брэнгвин, родившийся ровно 1,5 века назад, прожил почти 90 лет и за это время успел сделать немало: одних только гравюр сотен пять, десятка четыре архитектурных и интерьерных проектов, больше двух сотен уникальных предметов мебели, больше 1500 картин, а настенной росписи – многие-многие сотни квадратных метров… Всего не меньше 12 000 разных творений!



Вообще, Фрэнк Брэнгвин пошёл своим путём, не слишком-то много уделяя внимания закостеневшим академистам и даже прекраснодушным прерафаэлитам, которые к моменту появления на свет нашего героя уже успели и взбаламутить публику, и завоевать признание. Впрочем, некие отголоски и перекликания со стилями разных эпох у Брэнгвина можно заметить. Хотя, в целом, его считают одним из лучших импрессионистов, есть у него натюрморты, что напоминают голландские и итальянские XVI-XVII веков, есть модерн, синонимичный модерну того же Альфонса Мухи, есть фрески, которые экзотическими цветами, телами и изобилием несколько похожи на мурали Диего Риверы.
К слову, Ривера и Брэнгвин ведь оба работали над росписью в Рокфеллеровском центре. Только с мексиканцем Рокфеллеры контракт разорвали – из-за художественного проявления левых взглядов в нью-йоркском капиталистическом сердце, а вот англичанин Брэнгвин и испанец Серт закончили свои работы там спокойно.

Правда, и Фрэнк тоже отлично знал, что такое разногласия с заказчиками. Ему было уже почти 60, его прекрасно знали за рубежом и, как уже упоминалось, особенно любили во Франции и Америке. В СССР тоже оценили Брэнгвина, особенно после того, как он подарил большую коллекцию своих работ Гравюрному кабинету московского Музея изящных искусств (ныне – музей им. А.С. Пушкина. )Уэльс также гордился своим достойным сыном, ибо предки этого художника были валлийцами. И Бельгия нет-нет да и заявляла права на Брэнгвина, потому что валлийцы валлийцами, британцы британцами, но родился-то этот самородок в Брюгге и прожил там 7 первых лет – пока выгодные заказы держали его отца на чужбине. Не скупясь, бельгийцы одарили мастера званием Почетного гражданина Брюгге.
А тем временем на родине, в Британии, в Палате Лордов лорды капризничали изо всех сил. Они заказали Брэнгвину пару больших полотен для Королевской галереи в Вестминстере – в память о пэрах и членах их семей, которые пали на фронтах Первой мировой. Получив две живописные сцены сражения, лорды сочли их слишком мрачными и тревожными, и попросту отказались принять.
«А изобрази-ка ты нам лучше Британию торжествующую, празднующую победу!..», – сказали сильно погрустневшему художнику британские парламентарии. Пять лет трудился наш герой над заказанным панно, общей площадью почти 300 квадратных метров. Но лорды снова отказались принять работу мастера, найдя её теперь не слишком мрачной, а «чрезмерно яркой». Наверное, вы не удивитесь, что после этого художник впал в депрессию. Хотя панно те не пропали – валлийцы из Совета Суонси купили их и поместили в специально созданном Зале Брэнгвина.

Возможно, в своё время недовольные лорды ругались, обзывая художника мазилкой-автодидактом, пеняя ему отсутствием профессионального образования. Что ж, чего не было, того не было. Автодидакт Фрэнк, то есть самоучка, ни школы художественные, ни в академии не посещал.
Первым его учителем стал отец, который занимался архитектурой, интерьерным дизайном и даже реставрацией ковров, замысловатые узоры которых и сочетания цветов оказались одним из первых ярких впечатлений в жизни Фрэнка Брэнгвина. Немного фантазии, и можно было представить себя персонажем сказки или обнаружить невероятные фигуры и морды среди восточных орнаментов. Даже просто находиться в мастерской отца – очень интересно, а уж когда он начал учить сына, давать задания – ради такого можно было и школу прогулять, смиренно приняв потом положенное наказание.
Следующим учителем Фрэнка, уже в Англии, стал Уильям Моррис – человек из «второго поколения» прерафаэлитов, поэт, художник, ткач, издатель и мн.др. Он, конечно, учил Брэнгвина рисунку, но, поскольку дело происходило в мастерских его фирмы по производству предметов декоративно-прикладного искусства, картин наш герой практически не писал, занимаясь, в основном, созданием рисунков для обоев и вышивки по тканям ручной работы. Тем не менее, в свободные минуты юный Брэнгвин всё-таки брался за кисть и уже в 17 лет не побоялся показать свою работу устроителям выставок в Королевской академии. Картину его взяли, а потом даже нашёлся покупатель, и всё это укрепило Фрэнка в его намерении стать художником.

Что же в свете такого решения сделал вскоре наш герой? Может, подал документы в академию? Конечно же, нет! Он пошёл и нанялся матросом на грузовое судно, чтобы увидеть ещё что-то, кроме сухопутной жизни, а если уж и берег, то – дальний, экзотический.
Брэнгвину удалось побывать в разных частях Италии, включая очаровавшую его Венецию, в Испании, Египте, Турции, Марокко, в Южной Африке и Занзибаре. Восточные и африканские, сочные и яркие краски наполнили постепенно его палитру, отчего полотна стали напоминать те самые ковры в отцовской мастерской, около которых он провёл столько времени, погружаясь в мир фантазии.
Графика и офорты, разумеется, лишены разноцветья, но и в них Брэнгвин внёс кое-что новое, своё: некоторые технические изменения, большее количестве оттенков, великолепную детализацию, социальную и индустриальную тематику, а также невиданные прежде размеры. Четверть века он посвятил офортам, публика, искусствоведы и коллеги были в восхищении! И понадобился всего один офорт этого британца («Церковь Санта-Мария-делла-Салюте»), чтобы принести Брэнгвину на международной выставке в Милане в 1906 году золотую медаль и мировую славу.

Со временем Британия нашла особое место для этого талантливого человека, о нём написали книги, сняли документальные фильмы. А мы, впервые в истории «Где Культуры», нашли время собрать для вас целый альбом работ Фрэнка Брэнгвина: vk.com/wall-43750309_87133

(Текст: Алёна Эльфман)

Теги: , , , , , ,

Оставить комментарий


конструктор готовых сайтов, d19
Для любых предложений по сайту: [email protected]