Николай Ге

Вообще-то выдающийся русский художник Николай Николаевич Ге — со дня рождения которого в этом феврале исполняется 185 лет – должен был стать математиком. Но рисовать он тоже очень любил и часто посещал Эрмитаж.

Говорят, знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» так впечатлила молодого Ге, что он решил всё-таки стать живописцем. Другим переломным моментом принято считать знакомство Ге с Александром Ивановым и его полотном «Явление Христа народу». После чего постепенно у Николая Николаевича стали преобладать картины на религиозны темы.

Когда ему было 30, он начал писать свой вариант знаменитого библейского сюжета «Тайная Вечеря». Ге долго работал над ней — переписывал заново, переделывал композицию… Он сделал — в качестве наброска – скульптурную композицию, изображавшую вечерю, подходил к ней в разное время суток, при разном освещении, всматривался в фигуры…

В итоге поменял очень многое, отказался от классического расположения стола параллельно краю полотна и от апостолов, расставленных правильным полукругом.
Картина вышла на диво нетрадиционная: никакой торжественности, симметрии, дворцовой чистоты и сияния — всё темно, напряженно, реалистично.

Увидев это полотно, одни кричали о попрании канонов и традиций и запрещали его выставлять; другие признавали здесь новое слово, равному которому еще не было, и избрали Ге действительным членом Академии художеств.

Еще больше шума вызвали гораздо позднее последние картины художника – «Что есть истина?», «Голгофа» и «Распятие». Их снимали с выставок и запрещали. Особенно поражало «Распятие» – оно производило угнетающее, тяжёлое впечатление выражением боли и предсмертной муки.

Лев Толстой – очень высоко ценивший Николая Ге и уговаривавший Третьякова купить для его галереи всё, написанное Ге, всё, что можно — Лев Толстой говорил тогда, что люди привыкли смотреть на казнь Христа, как на цветочки.

Они привыкли к распятому Иисусу, который чист, красив и разве что очень утомлён. А когда страшная казнь разворачивается в своем настоящем, ужасающем виде — это их, конечно, тревожит, это им не нравится…

На такие картины Николая Ге нападки были бесконечными, и его сын некоторые из них вывез за границу. Из вывезенных только одна единожды выставлялась в России.

(Текст: Алёна Эльфман)

Теги: , ,

Оставить комментарий