Решающие моменты Анри Картье-Брессона
В 1937 году французский журнал Regard отправил двадцативосьмилетнего фотографа Анри Картье-Брессона в Лондон снимать коронацию короля Георга VI. Из командировки фотограф привёз около пятидесяти фотографий, ни на одной из которых не были запечатлены ни сам король, ни коронационный кортеж.
Картье-Брессона в первую очередь интересовали простые люди, пришедшие увидеть историческое событие. Так, например, в объектив его камеры попал спящий мужчина, который, как и многие другие зрители, ждал коронации всю ночь, но всё же пропустил её.
Репортаж вызвал вызвал недовольство редакции и фотограф был уволен. Впрочем, история расставила всё по местам и в последствии Анри Картье-Брессон оказался не просто отцом современной фотожурналистики, но и был признан величайшим фотографом двадцатого века.
Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в обеспеченной семье. С пяти лет мечтал стать художником. Был увлечён в юности идеями молодого тогда сюрреализма, но в живописи не добился особого успеха. В 1931 году отправился лечить разбитое сердце в Кот-Д’Ивуар. Проведя год на африканском Берегу Слоновой Кости и вернувшись во Францию, решил посвятить себя фотографии. Он целыми днями бродил по улицам, выискивая достойные снимка события и пытаясь поймать в одном изображении самую суть сюжета.
В 1947 году Картье-Брессон вместе с Робертом Капой, Девидом Семуром, Уильямом Вэндивертом и Джорджем Роджером создали агенство Магнум. По легенде название агентству дала бутылка шампанского магнум, распитая друзьями накануне. Хотя формально целью агентства было распространение репортажных снимков в печати, фактически Магнум задал стандарты не только в репортажной, но и в художественной фотографии. Друзья разделили между собой территории, на которых будут работать. Картье-Брессону достались Азия. Ему удалось снимать Ганди, как при жизни, так и после смерти. Позже он путешествовал по Пакистану, Мьянме, Малайе, Китаю (Брессон заснял Пекин за несколько дней до провозглашения Китайской народной республики и сразу после этого). В Индонезии он наблюдал за борьбой страны за независимость от Нидерландов. Картье-Брессон дважды посещал Советский Союз: в 1954 и в 1972 годах.
Широкой публике Анри Картье-Брессон известен прежде всего своими зарисовками уличной жизни. Созданная им теория решающего момента говорит о том, что фотограф должен стремиться снять любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения. Так одна из его фотографий, снятая сквозь щель в заборе, огораживающем пустырь у вокзала Сен-Лазар, и запечатлевшая совершенно казалось бы бытовую ситуацию: неуклюжий прыжок мужчины через лужу на фоне афиши с изящной балериной, стала одной из самых известных фотографий, отражающих саму суть фотоискусства: «Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь.»
Анри Картье-Брессон умер в 2004 году, прожив 96 лет. За свою долгую и насыщенную жизнь он снял около миллиона кадров, около тысячи из которых доступны публике и совершенно заслужено считаются шедеврами.
(Текст: Олег Гогличидзе, фото © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos)
Теги: Henri Cartier-Bresson, франция