Баухауз
В художественном учебном заведении Баухауз в провинциальном немецком городке Веймар помимо работы с металлом и деревом, занятий настенной росписью, рисунком, скульптурой и изготовлением витражей начали обучать ещё и сценическому мастерству. Действительно, а почему бы и нет? На дворе 1919 год, по всему миру происходят всплески художественных новаций – перформансы. (Да, да перформанс – это не придумка современности, а историческое явление! Перформанс, как главный способ демонстраций идей художника возникает в начале XX века.)
Из перформативных «представлений» вырастает множество течений в искусстве. С 1909 года, начавшийся в Париже как манифестация, набирает силу Футуризм. В 1916 году в цюрихском «Кабаре Вольтер» на поэтически-балаганных вечерах расцветает всеобъемлющий Дада (не желавший называться «измом»), из которого позже, к 1925-му году прорастёт Сюрреализм. В Петрограде, Москве, Одессе и Киеве с начала XX века гремит русский футуризм и конструктивизм. Эти течения находят новые способы выражения злободневных идей, которые будоражат, эпатируют, шокируют публику, тем самым обретая безграничную известность.
Курс перформанса в Баухаузе не отстаёт. И начинает стремительное развитие, когда руководство переходит в руки Оскара Шлеммера, художника и скульптора.
Благодаря Шлеммеру возникает уникальный стиль этого авангардного направления, который демонстрируется на «Неделе Баухауза», первой публичной выставке школы в 1923 году. «Искусство и техника – новое единство» – вот её девиз. Выставка снискала огромный успех и популярность именно благодаря этому соединению художественного образа и механических приспособлений (ведь вера в технический прогресс крепко завладела умами людей в начале XX века). Цель Баухауза определилась: достичь синтеза искусства и техники в «чистых» формах.
С того момента перформансы – главный вид деятельности Баухауза, а стремление Оскара Шлеммера подчинить объёмное пространство плоскости – основа всех танцевальных постановок. «Из геометрии на плоскости, из погони за прямой, диагональю, окружностью, кривой рождается стереометрия пространства, создаваемая вертикальной линией – танцующей фигурой». А сама фигура становится марионеткой в руках постановщика. Костюмы, по замыслу Шлеммера, должны так влиять на движения актёра, чтобы создался точный пластический рисунок.
На творчество Шлеммера оказал влияние кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство. Художник изучает театр кукол, цирковые представления, традиционный японский театр. И создаёт балет «Триада» («Triadisches Ballett»), в котором замешивает множество стилей, создавая абсолютно новое новаторское произведение. Это самая известная постановка Шлеммера, которая приносит ему мировую славу.
«Триада» или «Триадический балет» исполняется тремя актёрами, которые меняют костюмы. Танец сопровождается трехчастной симфонической композицией, написанной Паулем Хиндемитом. Мелодия для пианолы (механического пианино) является самостоятельным элементом композиции и собирает действие, актёров, пространство в единое целое, подчиняя всё замыслу режиссёра.
Актёры в костюмах, состоящих из геометрических форм, похожи на кукол, что в сочетании с «механической» музыкой придаёт некоторым номерам сходство с открытой музыкальной шкатулкой. В некоторых танцах явно слышатся русские мотивы (это отголоски обращения Шлеммера к творчеству русских конструктивистов).
«Где культура» сделала для вас подборку эскизов к нескольким спектаклям Шлеммера, фотографий перформансов и одной реконструкции «Триадического балета» Оскара Шлеммера, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В случае с Баухаузом справедливость этого утверждения стопроцентная.
(Текст: Анна Городянская, видео здесь).
Теги: gdekultura_искусство, gdekultura_театр, балет, баухауc, где культура, оскаршлеммер, шлеммер