Театр прошлого, настоящего и будущего

Лекция театрального критика Алексея Киселёва

Первая – «Непонятная», вторая – «Неинтересная». Именно так озаглавил части своей лекции театральный критик Алексей Киселёв. В петербургском книжном магазине «Порядок слов» он рассказывал, «От чего зависит независимый театр». Интереснейшего спикера из Москвы пригласили организаторы «Форума Независимого Театра “Площадка vol.1”».

Уже по названию частей понятно, что лектор – человек с отличным чувством юмора. К тому же хорошо образован. В 2011 году он закончил театроведческий факультет ГИТИСа. С тех пор публиковался в известных изданиях: «Афиша Daily», «Петербургский театральный журнал», «КРОТ», Colta.ru и сотрудничал с театральными фестивалями («Территория», «Текстура» и «Золотая маска»). Алексей состоит во всероссийской Ассоциации театральных критиков и ведёт лекции о театре прошлого, настоящего и будущего.

Вторая часть лекции как раз целиком была посвящена театру будущего. А точнее, гипотезам Алексея на эту тему. Одна из них о том, что вместо людей там будут играть роботы. Другая: зрители смогут бывать в театре, просто надев, например, специальные очки. А третья: «В Малом театре идёт «Ревизор». И «Недоросль» тоже идёт». То есть консервативные спектакли никуда не денутся. Посмотрим, какие из этих пророчеств сбудутся.

Первая часть лекции состояла в основном из теории: что такое независимый и государственный театр, их достоинства и недостатки. Тут в общем-то не было ничего неожиданного. Например, среди недостатков государственных театров: отсутствие творческой мотивации, конфликтная атмосфера (сплетни, интриги и т. д.), неповоротливость структуры. К недостаткам независимых театров критик отнёс отсутствие денег и уверенности в завтрашнем дне, вынужденное разделение обязанностей.

Действительно, деньги для независимых театров – вопрос больной. Как, впрочем, и для всего независимого. Между премьерами артисты занимаются не только творчеством и репетициями, но и поиском средств на постановку. У государственных театров такой проблемы нет.

Театр «Мастерская Петра Фоменко», например, к тому же финансируют сразу три банка. Собственно, примеры из практики и были самым интересным в этой части лекции. Алексей Киселёв, по ощущениям, знает о театре ВСЁ. Историю, современные тенденции, последние премьеры (не только в России) и, конечно, закулисные интриги.

Кстати, об интригах. О том же театре Фоменко лектор рассказал, что после смерти Петра Наумовича коллектив раскололся на два лагеря. Старая школа: те, кто были ещё при Фоменко, носители традиций, и новички, которые появились в театре не так давно и не успели ещё пропитаться его духом и стать преемниками . 

Как противостояние двух лагерей использовал режиссёр при подготовке одного из спектаклей и что из этого вышло – можете услышать из первых уст: мы записали и прикрепили к посту обе части лекции театроведа.

(Текст: Ирина Орлова, фото: Вера Шуркус; лекцию можно послушать здесь: vk.com/gdekultura)

Теги: , ,

Оставить комментарий