Возвращение в город Курёхина

«Санкт-Петербург навсегда останется в моем сознании его городом. Улицы, станции метро, набережные, концертные залы, книжные магазины, аудитории институтов, мастерские художников, репетиционные базы музыкантов, Пушкинская 10. На всем этом печать Сергея Курёхина, его интонация, его присутствие, его походка. Его дух, его стиль, его взгляд». Именно с этой цитаты Александра Дугина, близкого друга Курёхина, следует начать статью о фестивале SKIF XXII.

SKIF, или Sergey Kuryokhin International Festival, был задуман не самим Курёхиным, а его приятелем, виолончелистом Борисом Райскиным осенью 1996 года и реализован в январе 1997 года в Нью-Йорке. Первый фестиваль памяти Курёхина SKIF продлился 10 дней. На нём творилась настоящая фантасмагория: звучала музыка разных жанров, от классики до джаза, проходили перформансы и философские дискурсы – всё это с размахом реализовалось в фестивале, который живет по сей день.

«Интурист»

Сергей Курёхин не нуждается в представлении. Его экстравагантные поступки и суждения зачастую становились более известными, чем его музыка. Следующий фрагмент из эссе Александра Гельевича Дугина о Сергее Курёхине мне захотелось процитировать, чтобы приблизиться к изначальной идее фестиваля: «Курёхин собирает в своей “Поп-механике” практически все виды искусств – балет, музыку, мелодекламацию, цирк, театральные постановки или кукольный театр, эротический перформанс, живопись, декоративное искусство, кино и т. д. Причем, такое слияние разрозненных элементов проходит сквозь всё его творчество – с навязчивостью, подчеркивающей неслучайность, глубинную обоснованность метода для самого художника. Кажется, что мы сталкиваемся с настоящим хаосом, с тотальным синкретическим смешением всех стилей и жанров в странном полусмешном-полусумасшедшем представлении (в котором непонятно, когда весело хлопать, а когда мрачнеть)».


«ДК Посторонних»

18 мая на Новой сцене Александринского театра всё шло своим чередом. Были приглашённые именитые музыканты международной величины, такие как Tangerine DreamMotorpsychoAndrea Belfi и другие. На двух функционирующих сценах выступали артисты в разных стилистических музыкальных направлениях, в фойе был организован SKIF-FASHION и скиталось много-много потерянной молодежи, блуждающей в поисках откровения или веселья. Все было бы весьма обычно, но около двух ночи на малой сцене стартовало выступление московской группы «Поехали». В центре малого зала был установлен гроб с красным крестом у изголовья, девушки в черных одеяниях и масках отгородили часть зрительного зала, чтобы начать театрализованное действие, ставшее изюминкой SKIF XXII. Лидеры группы, Константин Похвалин или Поко Кокс и Валдис Белых, в окружении прекрасных женщин, которые были неотъемлемой частью выступления, выстёбавали многие аспекты современной жизни. Музыканты, декламировали антикапиталистические позиции, высмеивали профанизм современного поколения «инста» и погружали в инфернальный хаотический мир, через который всем нам предстоит пройти в «Судный день» человечества. Такого драйва не хватало СКИФу и, возможно, сам Сергей Курёхин оценил бы идею перформанса поехавших ребят.


«Поехали»

Не буду скрывать, что многие гости фестиваля пришли посмотреть и послушать отцов электронной музыки Tangerine Dream. Этот проект уже давно возвели в культ. Tangerine Dream, пионеры электронной музыки из Германии, продолжают радовать своих фанатов на протяжении полувека. Формат «Электромеханики» организаторы решили перенести на СКИФ, дабы заполнить некоторые пробелы в программе, но, судя по отзывам восторженной толпы, то была весьма удачная идея. Под медитативный видеоряд звучали многие хиты этого проекта. Могу заметить, что под такой музыкальный стиль больше подходили условия кинотеатра «Прибой», в котором долгое время размещался Центр современного искусства им. Сергея Курехина: большой зал с танцполом и местами для зрителей. В таких условиях ambient легче воспринимать, потому что всегда можно откинуться на сидение и погрузиться в трансцендентальное состояние под космическую музыку.


Tangerine Dream

Норвежцы Motorpsycho порадовали отличным звуком, отточенным техническим мастерством и неиссякаемой энергией, которая разливалась мощными потоками гитарного соло, лиричными моментами в композициях и совместным грувом всех участников бэнда. Под ярко выраженный ритм, создаваемый игрой барабанщика и гитаристов, хотелось безудержно раскачиваться из стороны в сторону, танцевать или «грувить». На музыкальном сленге «быть в груве» – значит относиться к группе импровизаторов, владеющих высоким уровнем мастерства, что и продемонстрировали нам брутальные скандинавские музыканты.

Motorpsycho

Еще одним ожидаемым и ярко анонсируемым выступлением вечера было сольное выступление барабанщика Andrea Belfi на малой сцене. Андреа успевал зажигать не только за ударной установкой, но с помощью синтезаторных «примочек» создавал электронный музыкальный фон.

А тем временем на большой сцене, выстроенные в ряд, юные эстонские гитаристы во главе с прекрасной дивой Eliann Tulve демонстрировали гипнотизирующий шугейз, в котором гитарный нойз смешивался с элементами дрим-попа и убаюкивал зрителей, у которых еще остались силы веселиться.

На СКИФе из года в год мы оцениваем культурную составляющую нашего города, видим тенденции музыки, слышим отклик зрителя, видим направления мыслей нынешней молодежи и настроение Петербурга. Мы находимся в лаборатории, где должны быть осмыслены и реализованы новые модели, открыты новые горизонты. Курёхину были близки апокалипсические краски Алистера Кроули, в которых новый эон будет жестоким и парадоксальным. Последняя «Поп-механика» проходила под знаком 418, а Кроули утверждал в своей «Книге законов», что только тот, кто знает смысл числа 418, сумеет перейти в эру подлинного постмодернизма.

Текст: Мария Долгорукова
Фото: предоставлены организатором

Теги: ,

Оставить комментарий