«Заводной апельсин»: один человек против системы не воин

В репертуаре Социально-Художественного Театра значится спектакль по роману Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». По режиссерской задумке, главного героя Алекса просят поделиться своей историей на телевизионном шоу «Это весёлое насилие». Перед нами молодой неуверенный в себе человек, который мгновенно преображается, стоит ему только заговорить о своей жизни. Алекс (Павел Панков), с легкостью меняет интонации, передает диалоги и ситуации и создаёт тем самым главного антагониста современности.

На сцене минимум декораций: в центре, словно трон, возвышается старое медицинское кресло. На этом всё. Остальные предметы обыгрываются жестами. В спектакле отсутствуют сцены насилия, так красочно описанные в книге. Все эмоции и краски произошедших событий зрителю транслирует Алекс. Монолог главного героя на сцене идентичен своей книжной версии. Одно главное действующее лицо изредка дополняют второстепенные персонажи. По сути, главная задача артистов — проиллюстрировать обезличенное и безвольное окружение Алекса.

Режиссер спрашивает напрямик: что лучше, быть как все, проповедуя общепринятые ценности, или проявлять жестокость и агрессию, при этом оставаясь собой. Для Алекса-Панкова очевидно, что только пока ты борешься с системой за право быть собой, ты — личность. Мальчик из хорошей семьи, ценитель искусства, меломан и эстет (Людвиг ван Бетховен не даст соврать) Алекс воспринимает насилие, как проявление своей творческой натуры. Это не кажется ему противоестественным, ведь он так чувствует, так проявляет свои эмоции, следуя за своей излюбленной фразой «Будь собой». Он, такой, какой есть, искренний в своей злобе, становится внезапно ненужным обществу, которое его породило. Не по ГОСТУ, товарищи, в инструкции написано «добро», а здесь — брак. Так Алекса с резолюцией «срочно исправить» приводят к докторам с замечательным «методом Людовика», который «сделает из вас человека».

Попытка государства насильственным способом привить Алексу добро заканчивается весьма печально. Метод, суть которого в том, что пациент испытывает боль при каждой мысли о плохом, в итоге не достигает цели. Это не приводит героя к переосмыслению и переходу «на светлую сторону», а лишь помогает накопить агрессию, чтобы выплеснуть её в будущем. Неудачная попытка самоубийства и сотрясение мозга возвращают Алексу былые мысли и утраченные рефлексы. Он снова может слушать любимого Бетховена и творить зло направо и налево: вот уже и банда собрана и любимый коктейль «Молоко +» в баре «Корова» налит, но желание проявлять насилие внезапно пропадает. Наступает взросление, когда подростковые проделки уже не кажутся такими веселыми, какими казались еще вчера. Алекс становится нормальным, обычным, вливается в серую безликую массу людей, окружающих его. Герой Павла Панкова надевает белую маску, и на этом история одного бунтаря, противника системы, заканчивается, чтобы уступить место молодым. И теперь, на шоу, ему приходится через силу соглашаться с ведущим и уже наигранно злиться. Мы видим уставшего человека, которому уже не интересно играть в этой песочнице. Алекс перерастает зло и насилие, отвлеченно он думает о том, что пора бы найти хорошенькую kisy, которая станет матерью его сына. Такой вот happy end. 

Текст: Яна Квятковская
Фото: предоставлены организатором, фотограф Артём Бондаренко

Теги: , , ,

Оставить комментарий