Гитара и немножко Хармса
«Я говорю да, он говорит нет», – эта строчка точно передаёт то, что творилось на входе в клуб «The Place» перед началом концерта лидера «АукцЫона» Леонида Фёдорова. «Для тех, кто надеется купить билет, у меня печальная новость: билеты закончились». Слова сотрудника клуба не сразу убили надежду опоздавших на полчаса к заявленному началу. Меломаны один за другим переспрашивали: «Точно закончились? Вообще никаких билетов? За любую цену?»
Безбилетники в итоге уходили, остальные пугались: «Это ж сколько уже народу внутри, что клуб больше вместить не может?!». Аншлаг был и в баре: очередь заканчивалась за пределами этого помещения, плавно сливаясь с толпой, стоящей в зале. Собственно, когда концерт начался, достаточно было просто развернуться на 180 градусов.
Хотя это не помогло: обычно на массовых мероприятиях я мысленно благодарю родителей за рост, но в этот раз не сработало. И не только у меня. Слышны были реплики: «О, я кажется видел его правое ухо!». Сами виноваты. Надо было раньше приходить.
Странно, что такой ажиотаж (больше 400 человек в небольшом клубе) спровоцировали не те, кто сейчас на волне, а сольный концерт лидера «АукцЫона». Хотя сам «АукцЫон» «на волне» уже почти 40 лет (годом его рождения считается 1978-ой). А в Питере он почитаем повсеместно. Даже шутят уже: «Любимая группа у него, конечно же, «АукцЫон».
Оставаясь бессменным лидером «Ы» и принимая участие во всех его концертах, Леонид Фёдоров в конце 90-х стал известен ещё и как сольный исполнитель. Его первый акустический альбом «Четыресполовинойтонны» вышел в 1997 году. С тех пор с кем он только не сотрудничал и какие только стили не пробовал! «Обращался в своём творчестве к русской поэзии двадцатых годов XX века, народной, классической и духовной музыке, авангардному джазу».
При этом неутомимый экспериментатор сторонится популярности, предпочитая оставаться в тени, как на выступлениях, так и за их рамками. На концертах полного состава бремя общения со зрителем берёт на себя Олег Гаркуша, во время сольного выступления – разговоров нет совсем. Максимум песен, одна за другой, с минимальными перерывами, а то и вовсе без них.
Связь с залом при этом нисколько не страдает. Аплодисменты благодарности после каждой композиции, выкрики с просьбами исполнить что-то конкретное (особенно доставил мужчина, заоравший в паузе: «Мне наср…ть на моё лицо!») и даже листы А4 с названиями песен, поднятые вверх.
В отличие от БГ, который на своём сольнике после таких заявок говорил: «Спасибо, теперь мы точно знаем, какие песни не будем петь», ЛФ к просьбам зала прислушивался. Вот и написанную на листе «Домой» честно пытался исполнить, однако дальше второй строки дело не продвинулось, даже со второй попытки. «Что там дальше, с чем возле плеча?… Тьфу ты, не буду её петь!».
Зато поддались любимые народом «Алкоголизм – не шутка», «Небо напополам», «Отлюбил», «Лампа», «Летел и таял», «Заведующий», «Душа», «Птица»… Я не музыкальный критик, да и не хочется его музыку разбирать на составляющие, это что-то цельное и вольное. Поэтому скажу просто — было круто! Это не «АукцЫон», это ближе, тоньше, глубже.
Вспомнились слова знакомой после концерта Ника Кейва: «Он — ведьма!». Они с Кейвом конечно очень разные, но действие схожее. Кружит, шаманит и уносит. Обнаруживаешь себя как в глубокой медитации: забыв, где ты, с кем и зачем. Есть только музыка и его голос, который ведёт за собой. А ты и рад, и чем дальше, тем лучше. В подобное медитативное состояние повергает полный состав «АукцЫона» тоже, но, оказывается, Фёдорову и одному под силу так колдовать.
И если не идёте на ЛФ потому что не знакомы с его сольным творчеством – не надо так. Многие песни вы узнаете по репертуару «АукцЫона». Остальное будет в той же стилистике, только более доверительное, личное.
А у меня теперь в списке исполнителей, концерты которых обязательны к посещению (помимо Аквариума, Серебряной свадьбы и, собственно, «АукцЫона») прибавился ещё один — Леонид Фёдоров.
(Текст: Ирина Орлова, фото: Елена Карпова)
Теги: АукцЫон, леонидфёдоров, хармс