Первая выставка. Как сделать и не облажаться?

Персональная выставка — мечта любого молодого художника. Специально для проекта «Где культура» организатор 29 выставочных проектов Юрий Печкин в серии материалов расскажет, как успешно организовать собственную выставку. В первой части — 6 важных вещей, которые нужно успеть сделать до того, как анонсировать событие.

Главный вопрос: «Зачем»?

Без честного ответа на него не стоит затевать дальнейшую подготовку. Зачем вам собственная выставка? Вариантов много: хочу показать всем свои работы, хочу продать картины, хочу, чтобы меня узнали в арт-тусовке и так далее. Ответ станет целью проведения события. От цели зависят: выбор из множества механик продвижения выставки, бюджет, список приглашенных и даже название. Например, вы хотите показать свои натюрморты с пленэра. Значит, вы готовы к тому, что на выставку придут только ваши родственники и самые близкие друзья. С них вы постесняетесь брать деньги за вход. Значит, вы скопили достаточно, чтобы арендовать пространство, заплатить дизайнеру афиши, закупить материалы для развески и оформления работ, потратиться еще на тысячу и одну мелочь и не сожалеть об этом потом.

Выставка «Увидеть музыку». Фото: Надежда Васильева

Если вы не Серов, нужна идея

Событие «Персональная выставка username» можно организовывать только в трех случаях: у вас больше 100 000 подписчиков в Instagram; вы уже участвовали в десятке коллективных выставок значимых кураторов или известных культурных площадок; в арт-тусовке вас хорошо знают, как художника, а за картинами стоит приличная очередь. Во всех других случаях у выставки должна быть идея — та уникальность, которая заставит всех, узнавших о событии, тут же заказать билет и поделиться новостью со всеми друзьями и знакомыми. Лучший пример — рассказ Андре Моруа «Рождение знаменитости». Прочтите здесь. Пару лет назад мне удалось провернуть похожий фокус. Художница написала десяток натюрмортов. Они стали «типическими портретами горожан» разных социальных групп. Как итог — порядка 100 человек на открытии (для первой и сразу персональной выставки автора это приличная цифра), разнообразные отзывы прессы и блогеров и многократное повышение узнаваемости художницы.

Концепция как главный атрибут удачной выставки

Просто висеть по стенам могут работы Шишкина или Айвазовского. Они великие, на них придут толпы. Молодому художнику важно предложить публике действительно интересное событие. Иначе: «Я и в паблике “ВКонтакте” картины смогу посмотреть». Как вам победить такое мнение? Фотограф составила большую подборку отличных кадров с концертов и фестивалей. Но кому они интересны? Мы решили добавить к ним возможность услышать ровно ту песню, которую пел фронтмен в момент щелчка затвора. Выставка «Увидеть музыку» прошла с большим успехом. Что делать, если концепцию придумать максимально сложно? Вовлекайте публику в ход события. Паспарту на одной из коллективных выставок молодых художников-акварелистов были оформлены, как пост в Instagram. Зрителям предлагался на входе набор стикеров-сердечек, которые можно было клеить прямо на паспарту. Посетители практически стали экскурсоводами и арт-дилерами, уговаривая других отдать свой голос понравившемуся художнику. Авторы работ получили моментальную оценку собственного творчества. Многие картины были куплены.

Выставка «Увидеть музыку». Фото: Милена Василевская

Ограничение как концепция

В прошлом году мне посчастливилось работать в команде организаторов выставки в Тольяттинском художественном музее. Из 8000 единиц хранения нужно было отобрать 15 работ для одного из залов. Основа коллекции музея — работы советских художников. Они хороши, но на них сложно собрать аудиторию. Решено было сделать концепцией ограничение — дресс-код. У любой девушки есть красивое коктейльное платье, которое некуда надеть. Музей предложил шанс это исправить. Кроме того, работы для выставки отбирали известные инстадивы, а само событие подавалось как «выставка-вечеринка». Директор музея в день открытия осторожно предложила мне закрыть двери, потому что зал не смог вместить всех желающих из-за требований пожарной безопасности. Очередь в кассу растянулась до ступенек у входа. Для провинциального музея — это очевидный успех. Если концепцию изобрести сложно, придумайте ограничения, которые заинтересуют потенциальных посетителей.

Как вы яхту назовете… 

Капитан Врунгель здесь точно не лгал. Название должно максимально быстро и полно раскрыть концепцию события, ответить на вопрос: «Про что выставка»? Событие в Тольяттинском художественном музее называлось «Фонды на свет». Поэтому забудьте про «Взгляд», «Мои картины» и прочее «Я так вижу». Ваше мнение или видение значимо, только если вы известны или авторитетны. В любом другом случае возникает вопрос: «А кто он такой»? Если концепция вышла максимально ординарной, хорошим вариантом станет эпатажное или провокационное название. Одна из организованных мною выставок — «Лицо поколения». На открытие явилась толпа местных хайпбистов, чтобы удостовериться, что они на это лицо похожи или раскритиковать выбранные автором образы.

Выставка «Фонды на свет». Фото: Ярослав Гуров

Я все посмотрел, что дальше?

У всех выставок есть одна общая проблема. Отправляясь в кино, театр или на концерт, посетитель твердо знает, что его будут развлекать как минимум 90 минут. Полноценную персональную выставку из 50-70 работ легко осмотреть за 10 минут. А что делать дальше? Вы должны подготовить ответ на этот вопрос. Экскурсия обязательна! Если вы не хотите вести ее сами, найдите человека, который расскажет о ваших работах. Это может быть знакомый студент-искусствовед или профессиональный ведущий (с ним важно заранее оговорить рамки и подготовить краткий текст). Фуршет и легкая музыка в диапазоне от струнного квартета до подходящего по формату dj-сета — почти must have любого открытия. Остальное — ваш полет фантазии. Отлично работают на привлечение публики краткие мастер-классы или публичное рисование. Приглашение мобильной кофейни или организация небольшого маркета позволит отбить до 100% стоимости аренды площадки.

В следующей части — о том, почему удачные выставки длятся всего один день, как выбрать идеальное место и время для события, правильно посчитать бюджет и сделать афишу, которая привлечет толпы людей.

Есть вопросы? Задайте их в комментариях.

 

Фото на обложке: выставка «Увидеть музыку», фотография Надежды Васильевой

Теги: , , ,

Оставить комментарий