Вселенская кошачья мудрость

Санкт-Петербургский Городской театр представил публике сценическую версию дебютного романа Григория Служителя «Дни Савелия». Книга эта в своё время заставила многих читателей и литературных критиков активно говорить о незаурядном писателе (который по совместительству является также актёром и музыкантом), сумевшем увлечь читателя философскими рассуждения обычного бродячего кота. Поэтому работа с этим ярким и талантливым материалом в театральном пространстве, в сущности, была лишь делом времени. За сценическое воплощение приключений бездомного хвостатого мудреца взялfcm режиссёр-постановщик Наталья Лапина (осуществляющая, в частности, художественное руководство театром). Итогом этой работы стал немного весёлый, немного печальный, но мудрый и глубокий спектакль, по сути, описывающий не только жизнь конкретного кота, но и общее земное существование человека как такового.

«Дни Савелия» – постановка, которая только на первый взгляд кажется простой, милой и бесхитростной историей. Да, три четверти повествования зрители от души хохочут, заливаясь волшебным воздушным смехом, но внезапный трагический финал бьет в самое нежное место души. Хотя, если честно, по сути своей грусть там чистая, светлая, в чем-то даже философская. Депрессии точно не будет, а вот размышления о высоком и важном гарантированно возникнут.

Половина успеха спектакля здесь честно лежит на тексте: умном, тонком, легком, метком, попадающим в зрителя сразу. Пусть изначальная идея и не слишком оригинальна (есть целый ряд авторов, которые в своём творчестве наделяли братьев наших меньших сознанием и мышлением, – достаточно вспомнить как минимум знаменитого фокса Микки Саши Чёрного и легендарного кота Матроскина Эдуарда Успенского), но работает она просто замечательно, оправдывая себя на все сто процентов. Параллель «мир животных – мир людей» рождает массу важных смыслов. В мире усатых-полосатых также есть любовь, дружба, сострадание, одиночество, предательство, просто нам не дано это увидеть и постигнуть. И вообще-то по многим меркам животные гораздо человечнее людей (такой вот возникает невольный каламбур!). «Кошки так не ранят, как людишки иногда», – пелось когда-то в одной замечательной нежной песне. А ещё одни помогают другим понять самих себя. Поэтому людям без питомцев никуда, как ни крути, да и представители семейства кошачьих гораздо лучше и безопаснее чувствуют себя под одной крышей с двуногими.



Вторая половина успеха – на удивительно органичных артистах, которые перевоплощаются в своих персонажей изящно и легко. Так, исполнитель главной роли Михаил Рябов заслуживает отдельного большого хвалебного упоминания, Артем Скворцов просто невероятно прекрасен как в образе затюканного подростка Витюши Пасечника, так и в роли гастарбайтера Аскара. Женские образы, кошек ли, людей ли – выписаны с особой точностью и блестяще исполнены Александрой Ладыгиной, Анной Христич, Марией Виноградовой, Анастасией Шалыгиной и Катериной Беляевой. Ряд второстепенных, но важных для общей канвы повествования ролей, блестяще представляет Игорь Дудоладов. Весомую роль в спектакле также играет юмор, основанный на внезапных абсурдных контрастах. Только представьте себе на мгновение игрушку из знаменитого шведского магазина, нареченную в честь легендарной песни группы Scorpions (Стилллавинью), которая только и делает, что с грустным вздохом изрекает крылатые латинские выражения. Или заслуженную учительницу английского языка бабушку Раису, говорящую с котом Савелием исключительно по-английски, но с сильнейшим отечественным акцентом.

Проста, но отменно работающая на смысл сценография: деревянные кубики да уводящий в бесконечность пространства круг: он здесь и уютная материнская утроба, и пугающая ветеринарная клиника, и та бесконечность, что ждет всех нас после смерти. Впрочем, никакой смерти на самом деле нет. Есть перевоплощение, только и всего – так говорит нам спектакль устами всех его создателей. И невольно начинаешь верить в это, смиряясь и утешаясь в тихом покое.

Текст: Марина Константинова
Фото предоставлены театром

Теги:

Оставить комментарий