Укротитель канатов

В Большом театре кукол 3 ноября отпраздновали начало «БТК-феста» – ежегодного международного фестиваля, темой которого в этом году стал цирк. Открытие было неформальным, что подчеркнули в своей речи со сцены директор театра Александр Калинин и главный режиссёр Руслан Кудашов. Вышли без костюмов, долгих официальных речей тоже не было. 



А до этого в переполненном фойе о начале «БТК-феста» возвестил клоун, забравшийся на постамент. И сразу несколько человек в толпе гостей внезапно начали танцевать в разных концах зала, продвигаясь в его центр. Оказалось, это актёры, которые заготовили для начала фестиваля номер — суперэнергичный танец, да ещё с хулиганскими двусмысленными движениями. Под конец гостей обсыпали конфетти и пригласили в зал. 

Мест на всех желающих не хватило, зрители стояли вдоль стен, сидели на полу — всё пространство между сценой и первым рядом было занято. Открыл фестиваль спектакль «Канаты». Часовое насыщенное действо на сцене создали бельгиец Алексис Рувр и верёвки, много верёвок. Эта постановка донельзя красноречиво иллюстрирует посыл организаторов фестиваля о том, что театр кукол — не только куклы. Здесь в качестве действующих лиц — безликие, на первый взгляд, канаты. Но вот парой простых движений рук (или даже ног) жонглёр превращает два куска верёвки в ребёнка, потом канат становится змеёй, а в следующем эпизоде — женщиной. 



Алексис Рувр, взаимодействуя только с верёвками, смог создать настоящую драму, притом не размеренную, какой ей, казалось бы, положено быть, а динамичную. Весь спектакль он находился в непрерывном движении: вязал узлы, боролся, танцевал, укрощал, жонглировал, рубил топором и ловко прыгал на высоту почти своего роста. Канаты оживали в его руках, слушались и покорно исполняли то, что велел артист. 

Всё это — не просто трюкачество, за фокусами стоит мысль. В центре действа человек и его попытки ужиться с собой, а также, вероятно, объяснить собственное существование. Находится он в закрытом пространстве, возможно это его жилище, но может быть — просто голова. Так или иначе, он заперт там наедине с собой и тем, что олицетворяют канаты. 



Безобидные на первый взгляд страхи, сомнения, навязчивые мысли и, возможно, пороки, постепенно опутывают человека, и вот он уже целиком в их плену, обездвижен и не в состоянии выбраться из этой паутины. Он доходит до отчаяния, кричит, запутавшись, от бессилия и, наконец, разрывает оковы, но после этого неминуемо — новый круг. Всё сначала, только в этот раз путы станут более длинными, а узлы — прочнее. 

Зрители убедились, что театр кукол — не обязательно куклы, а цирк — это не всегда смешно. Актёра одарили овациями и долго не хотели отпускать. Впереди 2 дня фестиваля «БТК-фест», на некоторые спектакли билеты ещё остались: btkfest.ru

Текст: Ирина Орлова,
фото: Антон Иванов

Теги: , , , ,

Оставить комментарий