Жить в твоей голове
12 актёров, 20 персонажей, 2 режиссёра, год репетиций, аудио- и визуальные эффекты + реквизит и 3 с половиной часа сценического времени. Спектакль «Билли Миллиган» представил «Такой театр» на площадке «Скороход» в рамках «Форума Независимого Театра «Площадка vol.1»
«Билли Миллиган» – это полное и успешное погружение в миры человека, страдающего заболеванием «расстройство множественной личности». В его голове живёт ещё много людей, которые говорят и делают за Билли, а он не может это контролировать. И даже вспомнить потом, что они натворили.
Заболевание это редкое настолько, что долгое время сама возможность его существования ставилась под сомнение. Потом доказали, что расщепление личности происходит после тяжёлой психологической травмы, чаще всего насилия в детстве, когда жертва пытается защититься и представить, что всё это случилось не с ней.
Самым известным в истории психиатрии человеком с таким диагнозом был американец Уильям Стэнли Миллиган. В конце 70-х его обвинили в грабежах, похищениях и изнасилованиях. Но адвокаты заявили, что преступление совершили его альтернативные личности (всего их было 24), без ведома самого Миллигана. В итоге Билли стал первым человеком, кого суд США признал невиновным на основании диагноза «расстройство множественной личности».
Это в реальности, а в спектакле – врачи не верят пациенту. Они убеждены, что он притворяется, как многие другие преступники и пытается таким способом избежать наказания. Игра или правда, симуляция или заболевание, вменяем или нет? Ответы на эти вопросы ищут медики. От них будет зависеть исход истории — отправят героя на электрический стул или в психиатрическую лечебницу.
В это же время противостояние разворачивается и внутри самого Билли. Религиозный еврей, агрессивная девушка, фанат бейсбола, глухонемой мальчик-шахматист, одарённый англичанин… Многие личности Билли враждебны по отношению к нему и хотят главенствовать в его сознании.
А где собственно сам Билли? Куда он спрятался? Или его спрятали? «Ты должен перестать думать, что хочешь отсюда выйти, если ты хочешь отсюда выйти». Примирить все его ипостаси ещё труднее, чем собрать кубик Рубика (герой занимается этим на сцене). Да и хочет ли сам Билли, чтобы его нашли…
Тема странных заболеваний для «Такого театра» не нова. В прошлый раз их увлекла судьба персонажа книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Чарли Гордон – мужчина с отставанием в развитии, который согласился на медицинский эксперимент. Операция, призванная повысить IQ, действительно сделала его умнее многих, вот только не счастливее. Интереснейшее прочтение этой истории можно увидеть в спектакле «Эффект Чарли Гордона».
«Такой театр» не боится сложных тем и не ищет лёгких путей: если в тот раз команда за основу взяла книгу Дэниела Киза, то сейчас пьесу они творили сами, хотя книга про Билли Миллигана у Киза тоже есть. Но фундаментом стали реальные факты биографии Уильяма Стэнли Миллигана, а дальше — самое интересное.
В обычных репертуарных театрах создание спектакля идёт, как правило, от текста (разбор, распределение ролей и т.д.), здесь же работа шла от людей. Ведь команда «Такого театра» – это не устоявшаяся труппа, это актёры разных театров, которые собираются вместе для интересных проектов. Поэтому репетиции «Билли Миллигана», которые стартовали ещё летом 2015 года, начались с тренингов на доверие и раскрытие (великолепный ролик об этих почти интимных процессах можно посмотреть здесь: vk.com/video-112230801_171726689) .
Затем актёры стали приносить на репетиции этюды на темы, которые важны для них самих и не обязательно связаны с личностью Билли. Итогом такого коллективного творчества стала их собственная, очень личная, пьеса. Уникальна в спектакле и музыка: её специально для постановки написали участники группы «The Hox». Они предваряли показ спектакля в «Скороходе» своим выступлением.
В результате этого стопроцентного эксперимента актёры и режиссёры (Варя Светлова, Игорь Сергеев) создали собственную художественную реальность, где все ипостаси Билли Миллигана органично уживаются не только в его голове, но и на сцене. Это – детально проработанное полотно, и каждая мелочь в нём имеет значение.
Текст может бежать по полу, действующим лицом становятся буквы на стене, а визуальный ряд — чистый распад личности — действует, как и положено, угнетающе. Спектакль получился до предела концентрированным, насыщенным персонажами, событиями, аллюзиями (в том числе и на Библию). Отдохнуть во время просмотра не получится, необходимо полное подключение к моменту. Его обеспечивает первоклассная актёрская игра.
Александр Худяков, который гениально воплотил беззащитного и трогательного Чарли Гордона в другом спектакле театра, здесь предстаёт в совершенно ином амплуа — качка-охранника. Тони Рузолли усмиряет пациентов палкой, а в свободное время развлекается психологическим насилием над ними. И в этой роли он не менее убедителен.
Неподражаемый Игорь Грабузов, которому особенно хорошо удаются душевнобольные и тираны, в «Эффекте Чарли Гордона» играл противоположных персонажей (пациента, врача и отца Чарли) с равным успехом. В «Билли Миллигане» у него тоже сразу три роли: пациент с психическим заболеванием (Мюррей), отчим-тиран (Челмер Миллиган) и наиболее властная ипостась Билли — англичан с высоким уровнем IQ (Артур Вайс). В каждой из ролей актёр смотрится одинаково органично.
Молодая (даже по меркам молодого «Такого театра») актриса Мария Амеленкова великолепно сыграла стерву-медсестру с убийственной улыбкой на губах (мисс Грюндиг). Дмитрий Белыш — собственно сам Билли, ищущий выход на поверхность в бесконечных снах. Поражает своей пластикой и нездешностью. Виталий Гудков — самая общительная и буйная из ипостасей Билли (Аллен). Пронзительная Юлия Гришаева, которую невозможно забыть после «Эффекта Чарли Гордона» – играет и запуганную мать Билли, и активную лесбиянку (Адалану). Рассеянная, но сексуальная Светлана Савенкова — единственный персонаж, который старается помочь Билли (Дороти Гейдж).
Феномен «Такого театра»: в нём нет актёров, которые играли бы лучше или хуже. Все они настолько уместны и естественны, что отличает исполнения не качество, а разве что размер роли. Невозможно выделить кого-то одного. Видимо, такое впечатление актёры произвели на весь зрительный раз: аплодисменты не умолкали долго, на бис их звали трижды.
Несмотря на смелое 4-часовое хроно (спектакль идёт с двумя антрактами), пролетает он мгновенно, нет усталости от просмотра и надоесть действо не успевает. Впрочем, некоторые зрители после второго акта ушли. А другие шептались: «Зачем они так смакуют жестокость?»
Да, пациентов бьют, издеваются, вкалывают разрушительные препараты, а вместо воплощения мечты здесь можно получить электрически стул. Но почему-то всё это не оставляет гнетущее впечатление. В жизни есть и хорошее, и плохое — это суть мироздания. Про это в спектакле, кстати, тоже будет.
Так и в каждом из нас: не только светлая, но и тёмная сторона, в том или ином соотношении. Поэтому всё это расщепление личности смахивает на метафору сознания обычных людей. А есть ведь ещё и социальные роли: матери, жены, начальницы, подруги и так далее. И все эти воплощения бывают весьма непохожими друг на друга…
Напоследок процитирую режиссёров спектакля: «Задаваться вопросом, кто я такой, что я, зачем я, почему, кто человек рядом со мной, кто ты такой, кто он, кто она. И чтобы ты в какой-то момент, может быть, остановился и посмотрел на ситуацию другого человека, его поступки, с другой стороны. И понял, что всё не так однозначно, как кажется с первого взгляда».
(Текст: Ирина Орлова, фото: Александр Коптяев).
Теги: Billy Milligan, дэниелкиз, петербург, такойтеатр