Всё покупается и всё продаётся
Cпектакль “Мамон. Ценность, взятая в залог”, который прошёл на сцене музея Достоевского в минувшее воскресенье, поставлен по повести Гоголя «Портрет». Но это не хрестоматийное изображение истории Чарткова (хотя и о нём там тоже будет). Гоголевский сюжет осовременен донельзя и кажется, что в наше время он ещё актуальнее, чем во времена автора. Это спектакль об искусстве и его отношениях с деньгами. Особенно этот свежий взгляд на классику будет интересен людям творческим.
«Всё покупается и всё продаётся» – это фраза звучит за полтора часа несчётное количество раз. «Сейчас любой может стать известным за деньги, так?» – вопрошают со сцены. Зрители согласно кивают. Ведь это справедливо уже не только для шоу-бизнеса, но даже для пабликов в социальных сетях. Наибольшее количество подписчиков набирает не тот, у кого самый ценный контент, а тот, у кого больше средств на раскрутку. За деньги можно купить и лайки, и репосты. И так во всём.
Напрашивается вывод, что творческому человеку для счастья не хватает только денег. Но всё не так просто. Бойтесь своих желаний, они могут сбыться. Как сбылись у Чарткова. Известность, множество заказов, знакомства в высшем свете, деньги, всеобщее восхищение, потоки лести из газет… Чего, казалось бы, ещё желать.
Однако у этой медали тоже две стороны. Насыщенная светская жизнь вместо работы над собой. Усыплённая похвалами самокритичность. Необходимость потакать капризам заказчиков, которые постепенно даже перестают вызывать возмущение. Знакомая картина и в наши дни, не правда ли?
Размениваться по мелочам и растрачивать талант — редкий художник сумеет в таком режиме сохранить себя (под «художником» здесь понимается представитель любой творческой профессии). Например, музыкант, ежедневно играющий в кабаках или на улицах, уже не находит сил дома сочинять музыку или улучшать свою технику. Да и на публике он играет не то, что хочется, а то, что хавает пипл. А писатель, штампующий целыми днями рекламные тексты, вряд ли выдаст вечером гениальный роман. Что дороже: временный комфорт или великие возможности — каждый решает сам. Результат Чарткова — ни следа того таланта, что виднелся в нём раньше.
Режиссёр затрагивает ещё ряд вопросов: например о том, что современное искусство порой трудно отличить от банального эпатажа, а иногда – даже от каракуль ребёнка. Это наглядно подтверждают слайды – зрители сами могут попытаться угадать, где рука художника, а где – ребёнка. И хотя бы раз, но обязательно ошибутся.
Кстати, визуальный ряд в спектакле несёт не меньшую нагрузку, чем текст. Он – самостоятельная смысловая единица, если не сказать – персонаж. И это второе сходство между «Мамоном» и постановкой Эффект Чарли Гордона «Такого театра». А первая общность — актёр Александр Сергеевич Худяков, который и там, и тут играет главную роль. И делает это потрясающе. Причём в моноспектакле «Мамон. Ценность, взятая в залог» он ещё и сам себе режиссёр. Как один человек сумел всё то, что порой не удаётся на сцене и целому коллективу — загадка.
Ясно одно — после двух настолько удачных спектаклей нельзя пропустить новую работу «Такого театра», над которой Александр Худяков и команда трудятся уже давно. Рабочее название готовящейся премьеры – «Билли Миллиган». Был такой человек. Или 24 человека. Во всяком случае, именно столько личностей насчитали в нём врачи. А сам Билли попал в историю психиатрии как самый известный носитель диагноза «множественная личность». Про это написал книгу Дэниел Киз (автор «Цветов для Эджернона»), а «Такой театр» теперь делает спектакль.
Кстати, процесс его подготовки — это само по себе зрелище. Посмотреть, как проходят репетиции, больше напоминающие тренинги на доверие и раскрытие — можно на сайте театра: takoy-teatr.ru. Там же есть опция «поддержать проект»: сбор средств на постановку команда открыла в начале года ( «БИЛЛИ МИЛЛИГАН» – сбор средств на постановку ).
Напоследок – ещё одна мысль из спектакля «Мамон. Ценность, взятая в залог». «Жизнь — как супермаркет: вы можете взять с полок всё, что угодно, но на выходе придётся заплатить».
(Текст: Ирина Орлова, фото: Александр Коптяев).
Теги: гоголь, литература, такойтеатр