Поэзия: выйдет ли в офлайн?

Лекцию о современной поэзии и её предполагаемой судьбе прочитал петербургский поэт Артемий Гай, известный также как основатель “Лектория Q.A.”. Этот проект бесплатно рассказывает о литературе, истории, музыке, архитектуре, фотографии, кино. В этот раз Артемий поделился своим видением происходящего в российской литературе.

Состояние, в котором она пребывает – околокритическое. Мало кто в зале смог назвать больше четырех поэтов-современников. Русская писательская интеллигенция чахнет и причиной тому – бюрократизм. Недостаточно возможностей для самореализации путем издания собственных сочинений и хотя бы минимального признания общественностью.


Современный писатель пишет не в ящик – он пишет в интернет. Однако, каждому художнику нужен критик, рецензент, редактор, наконец. В интернете мы встречаем много критики, но она, если можно так выразиться, диванная. То есть, мы с вами, не имея ученых степеней, проданных с ошеломительным успехом тиражей, не даем нужного фидбэка писателю. Просто потому что мы – не профессионалы.

С профессионалами дела обстоят несколько хуже, чем с интернет-критиками. В Петербурге существует около четырех относительно крупных союза писателей. Каждый из них за определенную сумму, установленную в качестве членского взноса, может выдать вам корочку, что сделает вас «мастером слова». Ещё союзы писателей могут издать вашу книгу за ваши, естественно, деньги и дать какие-то рецензии, впрочем, не всегда профессиональные. Да и вообще, доверять мнению людей, которым вы за эти рецензии прилично платите, согласитесь, рискованно.


Резонный вопрос: что в таком случае делать? Поэт Артемий Гай отвечает так: «Нужно обратить внимание на западную систему работы: писатель – литературный агент – издатель». Действительно, то, как работают с начинающими писателями в Европе или Америке, заставляет тружеников литературного поприща в нашей стране завидовать.

Ни для кого не секрет, что полноценно жить на литературные труды в России практически невозможно, это получается всего лишь у нескольких растиражированных писателей. С поэзией еще сложнее. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: российскому обществу нужна литературная реформа. Создать несколько литературных агентств, найти грамотных рецензентов и заниматься тем, чем занимаются все постиндустриальные страны уже давно.


Лекция плавно перешла в творческий вечер Артемия Гая. Стихи поэта в большинстве своем грустные. Многие из них – о смерти (скоро выйдет целый сборник его стихов на эту тему). Поэзия качественная. Это значит, что все в порядке с рифмой, ритмом, размером, лексикой, да и вообще все хорошо. В творчестве Артемия заметно влияние западных авторов, в основном англоязычных поэтов, чего он и не скрывает.

Однако, тем, кому хочется протеста, в этих стихах может чего-то не хватить. Они правильные, но великая фотография, картина, роман или стихотворение – ломают основные принципы, по которым творят остальные. В течение всего времени, пока Артемий читал стихи (а они, безусловно, хороши), некоторые ждали преднамеренного протеста – мол, «вот тут я выше правил, просто потому что могу». Однако, по большому счёту, это всего лишь «диванная критика», а выводы, как и всегда, лучше делать самому, после личного знакомства с творчеством автора.



(Текст: Илья Чередин, фото предоставлены организатором)

Теги: , , , , ,

Оставить комментарий