«Лето» Кирилла Серебренникова. Сочинения на тему
Пока фильм «Лето» ещё не сошел с экранов кинотеатров, но волна эмоциональных и конструктивных откликов уже отхлынула, предлагаем к прочтению два противоположных взгляда на это со всех сторон противоречивое кино.
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Мнение Марины Константиновой
Негативные отзывы сделали фильму как дополнительный пиар, так и ненужную антирекламу. Ленту заранее обвинили во лжи, искажении событий, а особо преданных поклонников групп «Кино» и «Зоопарк» оскорбил сам факт создания подобного фильма, да ещё и с линией любовного треугольника (Майк Науменко, его жена Наталья и Виктор Цой). Много вопросов вызвал актёрский состав и немало копий сломали на тему «достоин ли Рома Зверь исполнить роль Майка?».
Первое и главное, о чём хочется сказать всем, кто откладывает просмотр «Лета» или принципиально не собирается его смотреть по неким идейным соображениям – расслабьтесь, посмотрите и получите удовольствие. Сравнивать, насколько подбородок корейского актера Тео Ю аутентичен подбородку Цоя или до хрипоты спорить, что мебель в комнате Майка Науменко была расставлена иначе, чем в фильме, абсолютно бессмысленно. Пустая трата времени. Это не байопик, о чём все были заранее предупреждены и о чём четко сказано в титрах. Это не историческая картина из серии «Рожденные в СССР». Это не мюзикл в общепринятом смысле этого слова и не жалостливая мелодрама. Лучше всего фильму «Лето», пожалуй, подойдёт определение «вариации на тему». Личные отношения героев и историческая эпоха преломляются через призму авторского видения. Причём, момент театральности, свойственный многим киноработам Серебренникова, здесь никто не отменяет. Хмурый человек по прозвищу Скептик, в неказистых очках и с неизменной папиросой в зубах, выступает в роли посредника между героями и зрителями (ну, или разрушает «четвертую стену», если сыпать терминами). Все события вроде бы и происходили, но «на самом деле ничего этого не было». Хитрость и обман – скажут одни. Творческий приём – возразят другие.
Три краеугольных камня «Лета» – музыка, любовь и свобода – одновременно являются и тремя сюжетными линиями. Они не противоречат друг другу, а изящно дополняют. Важно и то, что свобода в новой работе Серебренникова не становится политическим манифестом (напомним, что монтаж режиссёр выполнял, находясь под домашним арестом). Она невидима, как воздух, но столь же важна. Свобода, скажем, для Виктора Цоя – не допустить, чтобы его песни, проходя так называемую литовку в рок-клубе, получили пометку «шуточные». Свобода для Натальи и Майка Науменко – не обманывать друг друга («Хочу Витю поцеловать»). Свобода для панка в тельняшке по прозвищу Свин – петь песни в электричке и не нарваться на милицейский наряд со всеми вытекающими последствиями. И уж совсем нет в фильме «убогого совка» и «железной пяты», чем зачастую грешит кино о недавнем прошлом нашей страны. Государство здесь никого не угнетает и не убивает, но порой неприятно сжимает плечо – вроде бы и не больно, а все равно некомфортно.
Есть кое-что, способное украсить довольно унылую черно-белую реальность. Друзья и единомышленники, любимый город, вино, разговоры о музыке и, разумеется, собственное творчество. И фантазия способна создать такие условия, что пассажиры ленинградского троллейбуса споют песню Игги Попа, а на пути в квартиру БГ (но по фильму он строго Боб!) вас будут поджидать девушки в ангельских одеяниях, поющие чистыми и светлыми голосами великие строки Лу Рида:
Oh, it’s such a perfect day.
I’m glad I spent it with you.
Oh, such a perfect day.
You just keep me hanging on,
You just keep me hanging on…
Кажется, всё не так и плохо в этой жизни, но реальность опускает на землю. У Майка, как он сам говорит, «альбом не идет», он мучается от ощущений собственной вторичности относительно классиков зарубежного рока и от творческого бессилия. И никто не отменяет висящее в воздухе напряжение от возникшего любовного треугольника… А вот у юного Цоя дела идут в гору: запись пластинки, первые квартирники (пусть пока и совместно со старшим товарищем Науменко), внезапно появившаяся в его жизни незнакомка, представившаяся Марьяной, – его будущая жена, признание публики. Виктор Цой погибнет в автокатастрофе летом 1990 года на пике славы, а Майк Науменко тихо скончается буквально через год в той самой комнате, где когда-то были и музыка, и счастье. Но сейчас их жизнь полна творчества, свободы и любви. И как же хочется нажать в этом моменте кнопку «Стоп» и сказать: «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!» Кажется, такое желание возникает даже у Скептика.
Много шума из ничего
Мнение Маши Бессчётновой
После громкой премьеры фильма на Каннском кинофестивале и множества положительных отзывов, я готовилась увидеть если не лучший фильм в моей жизни, то, как минимум, лучший фильм года.
Зрителю обещали, что фильм будет об истории становления Виктора Цоя и группы «Кино», а также о его взаимоотношениях с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. И всё это в антураже ленинградского рок-клуба начала 80-х.
На деле легкое и безмятежное черно-белое «Лето», пусть и с прекрасным саундтреком, очень вкусными музыкальными вставками и органичной анимацией, оказалось поверхностным, точно таким же, как и главная героиня Наталья.
Конечно, можно копнуть глубоко, разглядеть нотки феминизма, ведь история развивается против стереотипа, где жена рок-звезды вырывает его из объятий поклонниц. Вместо того, чтобы окунуться в пучины рока, музыкант того и гляди отрастит рога, спасибо жене.
А можно копнуть ещё глубже и разглядеть в Наталье собирательный образ поклонников, в образе Науменко – метафору старой музыки, а в Цое – новую волну. В итоге создаётся впечатление, что между экранными Майком и Виктором существует огромная пропасть, хотя у реальных персонажей разница в возрасте всего 7 лет; первый – стареющий рок-идол, которому недолго осталось почивать на лаврах, а второй – молодой и бойкий ПТУ-шник, впереди у которого большой успех. И дело тут не в подборе актёров, ведь Рома Зверь и Тео Ю тоже практически ровесники, пусть возраст Тео с первого взгляда и трудно определить. Дело именно в игре и образах. Герои борются за внимание слушателя, в то время как слушатель мечется от одного к другому. И даже попытка Майка помочь развитию Цоя – способ вернуть собственное вдохновение.
Но всё это, если раскапывать. А на поверхности мы видим, как говорят создатели, музыкальную фантазию на основе воспоминаний Натальи Науменко, бывшей жены Майка. Читаем между строк: женскую фантазию. Было или не было, кто теперь докажет? Ни Майка, ни Цоя уже давно нет.
Из всей этой истории очень жалко Науменко. У музыканта кризис творчества, альбом не пишется, концерты из-за советского режима не такие, какими могли быть, а тут ещё жена открытым текстом заявляет, что ей Цой приглянулся. Первый вопрос: если это реальная история, то зачем она поделилась своими мыслями с мужем, ведь при любом исходе, осадок в отношениях останется (тут чисто житейская психология)? Второй вопрос: зачем теперь всем об этом рассказывать? То есть, вместо истории о рок-музыкантах нас слегка окунают в их грязное бельё. Не такой сюжет мы ожидали увидеть .
Нам немного демонстрируют историю создания группы «Кино», немного – статус группы «Зоопарк», немного – советский режим, но всё это слишком обрывочно, хочется глубины и развития. Даже любовная линия смотрится невнятной, как роман из песни Цоя «Восьмиклассница».
Нельзя не отметить игру Ромы Зверя. Учитывая то, что он в первую очередь музыкант и то, сколько хейтеров появилось на волне новости о том, что он сыграет Майка, результат оказался вполне сносным. Особенно в сценах повседневной жизни. Но стоит ему запеть, так вместо «Зоопарка» возникает группа «Звери». Я хоть и являюсь их фанаткой долгие годы, но у меня-киномана из-за этого происходит жесткий диссонанс.
Отдельный респект Никите Ефремову, как только он появился в кадре, на секунду я подвисла: неужели включилась машина времени и на экране молодой Борис Гребенщиков? Особенно после всех высказываний реального Бориса Борисовича о фильме, я и не ждала, что в итоге будет его персонаж.
В заключении скажу, что очень радует рост и развитие современного отечественного кино. Очень приятно, что наши фильмы замечают и ценят, как на зарубежных кинофестивалях, так и в отечественном прокате, предпочитая одноразовым комедиям авторское кино. «Лето» смотреть можно, один раз и просто для настроения, потому что при всех минусах в сюжете, он значительно лучше многих современных фильмов. И если бы не многочисленные скандалы, то разговоров, охов и вздохов на его темы было бы намного меньше. Перед просмотром сразу отбросьте тот факт, что в аннотации к фильму упоминаются группы «Кино» и «Зоопарк», никакого экскурса в историю русского рока не будет. И помните, что сценарий основан на женской фантазии.
Таковы мнения двух человек, посмотревших фильм. А что скажете вы?
Теги: gdekultura_наши отчеты, где культура, Кирилл Серебренников, лето, рецензия, фильм Лето
Анна Городянская
| #
«Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. В общем, единственный способ застраховаться от чужой — если не от своей собственной — пошлости». Это высказывание Бродского в интервью «Московским Новостям» ставлю во главу угла своего мнения.
Чтобы разобраться, что к чему со взаимоотношениями героев, надо понять, какой это вообще жанр. Если бытовая драма, то действительно непонятно, зачем Наталья говорит мужу о своем желании поцеловать другого мужчину. Если это исторический фильм, то тут можно рассуждать о точности в отображении эпохи, достоверности характеров реально существовавших личностей и т.п. Кинопоиск предлагает обобщенные значения: биография, музыка, драма — бессмыслица какая-то. Мюзикл? Даже как-то смешно говорить об этом. Музыкальные номера, исключая концертные выступления и квартирники, это клипы, вмонтированные в повествование. (Кроме, может быть, куска с «девушками в белом» на лестнице, это действительно близко к мюзиклу). Первый из них, в электричке, абсолютно самоценен. Он хорош всем: песней, обаянием Панка-Горчилина, полетами камеры, фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа-фа (вроде бы все «фа»), и потому, что он первый — прием удивляет. Почти все следующие (кроме клипа на T. Rex) выглядят повторением первого, они наивны и вызывают растерянность, и у героев (посмотрите на лица Наташи и Цоя в трамвае — все две минуты песни они удивлялись и недоумевали. Это неестественно, так долго удивляться, значит им тоже все это казалось странным и фальшивым), и у меня, как зрителя. Истерика в телефонной будке Женщины в красном-Кореневой настолько неоправданна и несуразна, что перечеркивает лирику её песенного монолога.
Вопрос жанра остается открытым. Окончательно я запуталась, когда посмотрела «Лето» во второй раз. Но для того, чтобы разбирать фильм, надо определиться с жанром, иначе критика и рассыпание похвал будут неубедительными. Мне ясно, что все вышеперечисленные жанры к фильму, который я посмотрела, не подходят. Кажется, одним словом жанр обозначить не удастся. Это не бытовая драма, не мюзикл, не исторический фильм. В нем есть приметы поэтизации жизни, что дает намеки на возвышенные личные взаимоотношения героев, есть линия творческого пути двух героев, есть визуальное и вербальное отображение эпохи. И есть одно явное противоречие в двух ремарках про «такую страну». Одна сказана Майком у Боба на кухне, «как можно в этой стране жить, любить, создавать семью», только у Майка конкретнее. Это гневное сетование можно отнести к любой стране и к любой эпохе. Кто про современное нам время не может такого сказать? И есть вторая, пошловатая фраза «прошла зима, настало лето…» в ответ телевизионным новостям, сказанная героиней Лии Ахеджаковой. Эти реплики о стране слишком нарочиты в созданной атмосфере. Фильм дышит свободолюбием. Ничего «такого», в сущности, не показано. Из «декораций» — включенный телевизор с аутентичными новостями, плакат с Брежневым и доски объявлений на задних планах, коммуналки, обшарпанные парадные (современного нам города, между прочим), прическа Наташи и что-то еще по мелочи. Ну да, в рок-клуб надо пробираться через окно, нетерпимые к непохожей на них молодежи товарищи в электричке и «страшная цензура» в обличье заведующей рок-клубом доставляют неудобства. Но с самого начала показаны свободные люди, которые в принципе делают то, что хотят и любят, но которые, видимо, по инерции сценаристов бросают реплики о «такой стране».
Реплика Александра Кузнецова-персонажа от автора (или Скептика, как потом узнаем из титров) о Цое — «не похож» — а потом его же первая ремарка «правда этого не было» воодушевляли. Казалось, фильм будет умеренно серьезен и ироничен по отношению к себе и той истории, которую рассказывает, но после сцены в электричке все это куда-то ушло.
Жизнь героев поэтизирована, то есть, поднята до той самой, высшей формы. Вокруг них временами преображается действительность, пассажиры и творческая тусовка перепевают западных рокеров, черно-белый мир иногда сбоит и появляются цветные всполохи (я только не уловила с чем конкретно связано возникновение цвета). Они трое решают щекотливую ситуацию без ссор, криков, взаимных упреков, даже без лжи, то есть — идеально, как можно решить ее только в воображении (и любовь-то тут воображаемая, из настоящего только влюбленность). Есть уважение и привязанность Наташи и Майка. Есть влечение и, возможно, влюбленность Наташи и Вити, вернее, то есть, то нет. Значит, фильм не о любви. Может, о дружбе? Есть, опять же, взаимное уважение одного к таланту другого, для Цоя важно мнение Майка на счет песен, но не более. Значит, и не о дружбе.
Кто главный герой? То Майк, то Виктор. Наташа — нет. Наташа вообще меньше из всех троих раскрыта. Мотивы ее поведения непонятны. Её чувства не всегда считываются по мимике Ирины Старшенбаум, это еще больше путает, мешает понять, что же между ними с Цоем происходит. Поведение Цоя этому тоже не способствует. Его характер скачет, то «хочу сына», то «я не собираюсь жениться» (не дословно). Или все-таки одно не противоречит другому? Уважение вызывает только серьезное отношение к музыке, своим песням. У Майка характер цельный, мотивы почти всегда понятны, именно поэтому проникаешься к нему сочувствием, сопереживаешь его душевным терзаниям. Рома Зверь сыграл не плохо, можно даже сказать, хорошо, только иногда его бормотание немного раздражало. Не могу не записать в основные герои Боба — а-ля Борис Гребенщиков (Никита Ефремов хорош чрезвычайно). Его появление на несколько минут — глоток свежего воздуха, кайф и расслабление. Он предстает целым островом свободы, на котором всё легко.
Очень порадовали все молодые актеры, подыгрывающие основным героям. Во-первых, радостно, что они прошли кастинг и снялись в современном многообещающем кино. Во-вторых, свежие не заезженные лица определенно украсили историю.
В фильме царила удивительная целомудренность вплоть до клипа на T. Reks и после него. Единственной интригой, как это ни печально, стало то, переспали Наташа и Цой или нет. Почему это важно было показать флешбеком непонятно, это ведь к концу фильма уже не важно. А единственный конфликт не связан с основными героями и происходит в начале фильма в электричке.
Возможно, как раз из-за отсутствия конфликтов и благодаря идилличности истории в целом, создается настроение, которое хочется сохранить подольше. В этом мире, созданном в фильме, хочется пожить. Даже мне, не фанату рок-авангарда 80-х были приятны моменты узнавания. О! Молодой БГ! А эта песня оттуда. 2-12-85-06!
Повторный просмотр меня этого настроения, к сожалению, лишил, выпятив все противоречия и косяки, от которых, эмоционально настроившись на волну фильма, можно было легко отмахнуться после первого просмотра.
Так о чем же фильм? Есть ощущение, что его создатели сами с этим не определились, фокус размыт. Как в повседневной жизни, когда сегодня становится важным одно, а завтра другое. Хорошо это или плохо — не знаю. Пересматривать целиком больше не хочу. Только эпизод в электричке и еще один-два клипа. Кажется, в большей степени благодаря им дух свободы и поселился в этой истории.
Reply