«Восхитительный мир» в Санкт-Петербурге

Вместе с холодами в Петербург прибыл «Восхитительный мир Феллини» . Выставка открылась в музее современного искусства «Эрарта» , беспощадно заставив своих «соседей» уйти в тень. И не зря.

«Я ненавижу смотреть на свои фотографии. Я получаюсь на них жирным и бесформенным, лысеющим, несуразным, но самое главное – по моим фотографиям невозможно сказать, о чем я на самом деле думаю», – эти слова великого итальянского режиссера Федерико Феллини встречают гостя уже с порога. Однако вслед за смелым откровением идут именно фотографии. Такая игра противоречий будет присутствовать на протяжении всего пути, но не доставит никакого дискомфорта.

Поклоннику фильмов Федерико придется здесь чрезвычайно легко, ведь каждый костюм оживает перед глазами и перед Вами уже не просто манекен, а отрывок из полюбившихся кинокартин. Создается впечатление, что это не выставка вовсе, а встреча со старыми знакомыми, которых так приятно увидеть снова. Стоит отдать должное и музыкальному сопровождению экспозиции: музыка, написанная итальянским композитором Нино Рота, дает возможность погрузиться с головой в колорит и атмосферу фильмов Феллини.

«Восхитительный мир» расположился на двух этажах. Первый – костюмы культовых кинолент «Джульета и духи», «Амаркорд», «Сладкая жизнь», «Дорога», «Восемь с половиной», «Клоуны»… Здесь, перед глазами, одежда актеров выглядит иначе, нежели с экрана. Она кажется более простой, незамысловатой, особенно однотонные модели. В то же время, вспоминая, как подчеркивало красное пальто фигуру жгучей красавицы Магали Ноэль, сыгравшей Градиску в фильме «Амаркорд», понимаешь всю гениальность выбора такого стиля. Над героями маэстро работали художники по костюмам Данило Донати и Пьеро Герарди. Оба стали обладателями премии «Оскар» за свою работу.

Данило Донати в тандеме с Федерико перевернул представления зрителя о Древнем Риме фильмом «Сатирикон» 1969 года. Два гения, по мнению экспертов, создали особый взгляд на кино как на движущуюся живопись, в то же время, без натурализма девятнадцатого века.

Пьеро Герарди, отчасти, можно назвать родоначальником моды на мини- и макси-юбки, а также других трендов своего времени. Одним из самых заметных и смелых плодов совместного труда с Феллини является фигура Иисуса Христа, летящая на самолете, в первых кадрах «Сладкой жизни». Если изначально Герарди только разрабатывал эскизы для ленты «Ночи Кабирии», то вскоре он раскрыл свой талант и стал первым рупором минималистического импрессионизма, характерного для итальянского кино шестидесятых годов. Это заметно по картинам «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной», которые прославили художника и дали ему титул архитектора итальянского кинематографа.

Платье Аниты Экберг из знаменитой сцены фильма «Сладкая жизнь», где ее героиня Сильвия входит в фонтан Треви, заставляет остановиться каждого, кто оказывается рядом. Многие превозносят его и только его, в то же время, не обратив внимание на интересное расположение этого экспоната. Рядом с платьем Экберг находится костюм Марчелло Мастрояни, который был на нем в киноленте «Интервью» 1987 года. Киноистория самой красивой пары Экберг-Мастрояни заключена именно здесь. Молодость и красота актрисы, соединенная с легкостью и черно-белым колоритом, запечатлена в бархатном черном платье из «Сладкой жизни». Гимн прекрасному рука об руку с костюмом Марчелло, ставшим символом последней встречи, случившейся спустя двадцать восемь лет. Такое соседство помимо эстетического восторга вызывает долгие и глубокие размышления. Обе встречи актеров разные по своему настроению, но их объединяет нечто более высокое и неподвластное описанию.

Одежда куртизанок из фильма «Рим» разместилась рядом с костюмами Джульеты Мазины и Энтони Куинна из кинокартины «Дорога». Настоящий контрастный душ ощущений.

Если на первом этаже центральная часть зала посвящена киноленте «Клоуны», то второй этаж встретит Вас настоящей процессией костюмов из картины «Рим», с его роскошным красным бархатом, камнями и религиозным оттенком. Фактически, большая часть этажа занята его экспонатами. Вместе с тем, внимание зрителя занимают и платья из рекламной передачи Федерико Феллини «Карусель». Сделанные с легкой руки и фантазии Пьеро Герарди, они прямо противоположны по своему настроению и стилю пышному облачению «Рима». Черная гладкая ткань с самыми разнообразными формами рукавов, фантастические головные уборы завораживают новаторским взглядом на то, что такое костюм. Венчает шествие платье внеземного вида с длинным шлейфом и фиолетовыми бликами. Помимо всего этого можно рассмотреть кресты и украшения героев фильма «Рим», «Казанова». Представлена обувь и парики актеров. Кроме того, здесь также можно послушать самого Феллини, надев наушники и абстрагировавшись от всего вокруг.

Уходить после увиденного не хочется. Во многом потому, что все это возможно прочувствовать и вжиться в совершенно теплую атмосферу также, как и в шедевры маэстро. Пойти на другие экспозиции – значит попросту испортить себе настроение, перемешав мед с дегтем. То же вы ощутите, выйдя из теплого дома на холод. Оставьте тепло себе, а мед сладким. Эта выставка настолько самодостаточная и цельная, что не терпит примесей. Для нее стоит выделить день, чтобы не упустить все и зарядиться энергетикой целого мира Феллини, который очаровал не одно поколение зрителей из разных точек планеты. 

(Текст и фото: Дарья Есенина).

Теги: , ,

Оставить комментарий