Творческий подход
Думаете, это творение какого-нибудь современного мастера? Спору нет, чем-то напоминает решение сделать эдакий стилистический микс из средневекового и, скажем, кибер-панкового. Да только шлему этому уже 500 лет.
Был тогда в Священной Римской Империи такой император – Максимилиан I. А у Максимилиана I было много всего, в том числе, и талантливых слуг – без счёту. Один из таких одарённых людей звался Конрад Зойзенхоффер, и был он одним из самых прославленных оружейников Европы.
Но когда всем одарённостям в Империи ты – повелитель, как-то, знаете ли, меньше их ценишь. Особенно, если тоже кое-что в их деле понимаешь и искренне считаешь, что сам сделал бы не хуже. Взять вот оружейника Зойзенхоффера, который и создал этот странный рогатый шлем: казалось бы, придворный статус, стабильный доход и даже интересные заказы, подразумевающие творческий подход. Однако на деле Максимилиан I нередко платил за работу с большими задержками, зато запросто мог разгневаться, если оружейник, заартачившись, давал понять, что император не получит никаких изделий, пока не заплатит. Был даже такой пример: взбешённый задержкой партии доспехов, необходимой для его армии, повелитель Священной Римской Империи приказал собрать всех оружейников и поставить их в предстоящем бою в первую линию. Причём, без доспехов! Конечно, после такого недвусмысленного пояснения облачение для воинов было вскоре доставлено в действующую армию. Хотя осадочек остался у всех…
Или взять случаи, когда самому императору требовалось новое рыцарское облачение. Поскольку у правителя и на сей счёт имелось своё видение, кроме того, кое-что он действительно в этом понимал (даже, как говорят, разработал особый вид пластинчатых доспехов, которые стали носить его имя), то влезал во всё – от внешнего вида до технических деталей. А если оружейник-профессионал Конрад Зойзенхоффер в чём-то возражал, то мог получить письмо со словами: «Сделайте Мне доспехи так, как желаю Я, поскольку не Вы, а Я приму участие в турнире…» И Конрад знал, что, несмотря на относительную вежливость императорского письма, стоит всё-таки поберечься навлечь на себя этот огонь холодной ярости.
Ну, и вот, а однажды Максимилиану I пришло в голову сделать подарок другому правителю – английскому королю Генриху VIII. Люди по сей день спорят, что означает этот странноватый, а то, пожалуй, и страшноватый вид гротескного рогатого шлема? Это было в порядке вещей? Мода 500 лет назад царила такая? Это был нормальный подарок или подарок-оскорбление? Если последнее, то с намёком на что? На то, что Генрих VIII – рогоносец? Или на его, скажем так, нечеловеческое поведение, когда новые порядки насаждались жестокой рукой, не считаясь с десятками тысяч жизней?
В общем, вопросов много, а ответов – не очень. К слову, утверждается, что рогатый шлем – только часть самого что ни на есть полного доспеха, который был доспехом костюмным, то есть имитировал одежду, в данном случае – роскошное одеяние аристократа XVI века. Хотя, кто его знает, как оно было…
П. С. Два других шлема – так, для полноты картины. Тот, что с крылышками, сделал другой известный мастер немецкой школы – Лоренц Кольман, по прозвищу Хельмшмидт, что значит «Шлемник». Он сделал столько шлемов, что «Хельмшмидт» стало как бы его второй фамилией да ещё и перешло «по наследству» к тем его отпрыскам, которые продолжили заниматься ремеслом славного предка.
А тот шлем, который тоже как бы с рожей, как и предназначавшийся для английского монарха, как говорят, принадлежал шведскому королю Густаву I. Знаете, безопасность безопасностью, гротеск гротеском, но всё же странные были времена и странные вкусы.
Теги: gdekultura_просто, аэльфман, где культура, КонрадЗойзенхоффер