Золото Петербурга
Это одна из главных вертикалей «небесной линии» города на Неве, образ, которой чаще других возникает перед глазами, когда говоришь о Петербурге. Да, речь идёт о Колокольне Петропавловской крепости.
Определение «небесная линия» принадлежит академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. В своей статье 1989 года, которая так и называется «Небесная линия города на Неве», звучит мысль о том, что хороший архитектор старается сохранить образ города, «душу города», чтобы правильно соотнести свое творение с тем, что создано до него. Конечно, со временем линия между небом и рекой в Петербурге изменилась. Но Колокольня всё ещё остаётся самым высоким и совершенным сооружением в исторической части города. Высота Колокольни 122,5 метра. А её устремляющийся ввысь золочёный шпиль не спутаешь ни с каким другим.
Удивительно, но немногие знают, что любой желающий может подняться на Колокольню. Смотровая площадка находится на высоте 42-х метров, но не только ради панорамы города следует посетить Колокольню: на пути к смотровой ещё два яруса.
Преодолев несколько глухих лестничных пролётов, оказываешься на подступах к первому. Там, где пол покрыт серыми досками, есть «пятачок» брусчатки, на которой по легенде мог стоять в своих огромных сапожищах сам Пётр I.
Если решите подняться наверх без экскурсии, то об основных событиях, связанных с Колокольней сможете прочитать на информационных стендах. Они расскажут о первом «альпинисте» Петре Телушкине, крестьянине, кровельщике, который в октябре 1830-го года решился ремонтировать Ангела, повреждённого бурей. С именем отважного крестьянина связано много мифов, ничем не подтверждённых интереснейших историй. Например, говорили, что Телушкин мог рассчитывать на бесплатную выпивку в любом кабачке города. Хотя, недостатка в деньгах у него не было – император Николай I заплатил ему 5 тысяч рублей – огромные деньги в то время.
О том, как менялся облик самого Ангела, завершающего шпиль, так же говорит стенд на первом ярусе. Хранитель города никогда не был флюгером, поэтому постоянно страдал от бурь. Сейчас Ангел очень медленно поворачивается по ветру, но флюгером по-прежнему не является.
Там же «внизу» стоит печка-буржуйка, согревавшая сторожей-смотрителей Колокольни – напоминание о трагических годах в истории города – блокаде.
Во время войны по ночам 55 метровый шпиль под артобстрелом маскировали (красили серой краской) несколько верхолазов-альпинистов. А те, кто после Победы его реставрировал – оставили в ножке Ангела письмо о проделанной работе. Они от души повеселились, когда писали его, и были очень самокритичны, а для своего времени – вольнодумны. Страшно представить последствия, если бы письмо прочитали раньше завещанного срока. Теперь это письмо находится в экспозиции, его можно прочитать, а в капсуле в ножке Ангела хранится новое письмо следующего поколения реставраторов.
Тяжёлые гири старого часового механизма тоже стали музейными экспонатами – их заменили механическими. Необходимость вручную поднимать их каждый день на большую высоту отпала, шахта стала короче. Заглянуть в неё можно на смотровой площадке. Выше неё находится старинный часовой механизм, к которому гостей не пускают. (Но его изображение можно увидеть в экспозиции.) От механических шестерёнок наверх тянутся «струны». Каждые 15 минут они приводят в движение языки колоколов верхней звонницы – 18-и сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века. Тогда часы-куранты каждые пятнадцать минут играют простой перезвон, а каждый час – гимн «Коль Славен наш Господь в Сионе» (композитора Дмитрия Бортнянского), а каждые 6 часов – государственный гимн Российской Империи до 1917-го года «Боже Царя Храни».
На колокольне 3 вида колоколов. Верхняя звонница – привезённые Петром голландские колокола, связанные с часовым механизмом, на нижней звоннице – 22-а русских церковных колокола, звучащих в дни службы (и в главные церковные праздники), звонить в них никому кроме звонаря нельзя, а если очень хочется, то наберитесь терпения дождитесь пасхи. Легендарный карильон расположился на втором ярусе Колокольни.
Карильон – музыкальный инструмент, родственник органа, состоит из «ансамбля» колоколов, настроенных по нотам. Первый, заказанный Петром карильон, состоял из 35 колоколов, но, непоправимо пострадал при пожаре, вызванном ударом молнии в 1756 году. Сейчас несколько старинных колоколов первого карильона выставлены в экспозиции на первом ярусе. До 1840-го года прослужил второй карильон, установленный через 20 лет после первого. Только в 1991 году усилиями бельгийца Йозефа Виллема Хаазена, почетного директора Королевской школы карильона в городе Мехелен, и при поддержке и участии Государственного музея истории Санкт-Петербурга началась работа по восстановлению карильона Петропавловской крепости. В результате в этом грандиозном проекте приняли участие специалисты и спонсоры со всего мира (в том числе Её Величество Королева Бельгии Фабиола) и появился новый карильон, состоящий из 51-го колокола! Сила звука этого могучего инструмента такова, что неподготовленным слушателям рядом находиться почти невозможно. Для зрителей, приходящих на концерты карильонной музыки на площади перед собором поставлены скамьи.
Всего на Колокольне Петропавловского собора 91 колокол.
О том, что первая колокольня была деревянной, несколько раз горела, и как была восстановлена, обо всём, что касается старинных часов-курантов, о нижней (православной) звоннице и о многом другом можно прочитать или послушать в самой Колокольне. Чтобы попасть в неё, нужно купить билет в Петропавловский собор, а уже внутри – билет на Колокольню.
***
Всегда при упоминании о Петропавловской крепости я представляла именно Колокольню. Почему-то только она сопрягалась в моём понимании со словом «крепость» (что мне бастионы, равелины и прочие фортификационные сооружения?). И за одно лето она стала для меня крепостью, защитой.
Я провела на Колокольне Петропавловского собора лето 2014-го года.
Да, я работала там смотрителем, и моё лето длилось с мая по сентябрь. И это были содержательные и потому счастливые пять месяцев жизни в Петербурге.
Помню, что в первый день взяла с собой книгу и тетрадь, но не смогла читать и ничего не писала. Просто ходила с яруса на ярус (там их три) и впитывала неповторимую атмосферу, чистоту, ясность, которые исходили от белёных каменных стен и память, которую они в себе хранили. (Силу пространства, подобную этой я почувствовала лишь недавно, когда впервые зашла в Казанский собор.)
В мае она ещё не успела прогреться, поэтому посетителей поднималось очень мало и я, наконец, прочитала «Идиота», необыкновенно прекрасную и мучительную печальную историю, из-за которой долго потом томилась душа. (Возможно, это одно из идеальных мест для чтения Достоевского.)
Там, на расстоянии 42 метров от земли, я перестала бояться высоты. И, конечно, наизусть выучила рассказы всех экскурсоводов. : )
Каждый день ровно в 12 часов пополудни я сверяла свои часы с выстрелом пушки (полуденный выстрел – древняя традиция Петербурга), на который со второго яруса Колокольни очень удобно смотреть.
Думаю, вы уже поняли, что Колокольня – необыкновенное место. Чтобы это прочувствовать, подниматься на неё нужно не туристом, который смотрит на все достопримечательности через объектив камеры, и у которого посещение расписано по минутам. Нужно быть путешественником, который распоряжается своим временем и может по-настоящему увидеть это место.
Текст и фото: Анна Городянская
Теги: gdekultura_блог, где культура, Дмитрий Лихачёв, дмитрийсергеевичлихачев, карильон, Колокольня Петропавловского собора, петербург