“Эта музыка неземного происхождения”
Послушайте “Арию” И.С. Баха из оркестровой сюиты Ре-мажор. В басах этой музыки проходит линия безостановочного, безвозвратного, неумолимо текущего времени. Это секунды, которые нельзя ни остановить, ни удержать, ни даже замедлить. Это – наша телесная жизнь, которая находится в постоянном движении по направлению к смерти. Но одновременно первые скрипки поют мелодию такой невиданной красоты и совершенства, что рождается ощущение – эта музыка явно неземного происхождения.
Мелодия словно рождается из далекого космического свечения,
затем развиваясь проявляется как безграничная любовь, как совершенство, которому трудно найти определение, выраженное земными словами.
Она одновременно – улыбка и горечь, мольба и смирение. Ее абсолютная гармония не имеет аналогий в формах земной жизни. Ее обитель – сфера чистого духа. По сути Бах дает здесь конфликт между бессмертием Духа и изначальной обреченностью тела.
Время разрушает любую материю, но оно бессильно против того, что не имеет материальных структур.
Мелодия скрипок светла, но и печальна. Ибо это душа, расстающаяся с телом.
Душа бессмертна, но она уже никогда не встретится с этим телом, ибо тело обречено на несуществование.
А посему “Ария” Баха – одновременно скорбь и свет. Неземной свет и земная скорбь.
Глубокое духовное слушание этой музыки приоткрывает окно в то измерение, откуда мы, люди нашей Планеты, вышли в этот телесный мир.
(с) Михаил Казиник
(Заглавное изображение: М. Врубель, “Принцесса Грёза”)
Теги: gdekultura_музыка, Johann Sebastian Bach, где культура, жизнь, ИоганСебастьянБах, классическаямузыка, михаилказиник, принцессагрёза