«Из жизни насекомых» Светланы Бень
Терменвокс, скрипка, рояль и Светлана Бень — вокалистка «Серебряной свадьбы»выступила в Эрарте 6 ноября с новым проектом «Из жизни насекомых».
Электромузыкальный инструмент, придуманный изобретателем Львом Терменом, в Петербурге можно услышать нечасто. Ещё реже терменвокса здесь звучит голос белорусской певицы, актрисы, поэта и режиссёра Светланы Бень. Её кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» полюбился многим и не только в России — музыканты гастролировали и в Европе, но недавно группа перестала давать концерты. После этого у поклонников был шанс увидеть Беньку либо в качестве режиссёра (она активно ставит детские спектакли в Беларуси, а в Петербурге участвовала в «БТК-фест» на базе Большого театра кукол), либо в составе «Микрокабаре», в этом формате они выступают с мужем (барабанщиком Артёмом Залесским) и исполняют песни «Серебряной свадьбы».
Проект «Из жизни насекомых», который увидели гости Эрарты, не имеет с творчеством СС почти ничего общего. Его создатели говорят, это нечто среднее «между эпической драмой и детскими считалочками», истории о жизни насекомых среди людей и людей среди насекомых. Представление построено на стихах Николая Олейникова — советского писателя и поэта из круга ОБЭРИУтов, которого расстреляли в 1937 году.
— Вместе с Даниилом Хармсом, Олегом Григорьевым и другими авторами такого наивного абсурдистского склада он сформировал меня как поэта. Их поэзия отмечена чёрным юмором, иронией и самоиронией, вместе с философским осмыслением абсурда нашей жизни, и мне это близко, — сказала Светлана Бень в интервью «Беларусскому журналу».
Среди прочего Николай Олейников создал множество стихотворений о маленьких животных и насекомых. Например, душераздирающую драму «Таракан»:
Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосёт,
Он попался, он в капкане,
И теперь он казни ждёт.
Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят.
Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша…
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.
Но наука доказала,
Что души не существует,
Что печёнка, кости, сало —
Вот что душу образует.
Против выводов науки
Невозможно устоять
Таракан, сжимая руки,
Приготовился страдать.
Эту печальную историю Света Бень исполнила в свойственной ей трагическо-иронической манере. Забралась на постамент и размахивала огромными деревянными палками-руками, изображающими лапы кровожадных вивисекторов: «ВИВИСЕКТОР!!! Сектор-сектор-виви-виви!».
Другой яркий номер — история о блохе Петровой, точнее, о её безответной любви с несчастным концом. Ради него Светлана даже сменила балахон на облегающее платье с блёстками:
Она бешено влюбилась
В кавалера одного!
Помню, как она резвилась
В предвкушении его. (…)
Она юбки надевала
Из тончайшего пике,
И стихи она писала
На блошином языке (…).
Он её сменял на деву —
Обольстительную мразь —
И в ответ на все напевы
Затоптал ногами в грязь.
И теперь ей всё постыло —
И наряды, и бельё,
И под лозунгом «могила»
Догорает жизнь её.
Остальные зарисовки про тараканов, мошек, блох, кузнечиков, птиц и мух не менее трагичны — всего номеров 14. Передавать драматизм помогал не только актёрский талант Беньки (в этом проекте она выступает к тому же режиссёром, вместе с Дмитрием Богославским), и звуки рояля (Даша Мороз), скрипки (Алёна Дербина) и терменвокса (Артём Арташевский), но и визуальный ряд за спиной актрисы.
Он изображал то звёздное небо, то очертания главных героев — птицы, которую исследует Дарвин, или мухи, в которую влюбился мужчина, то бесконечные ряды цифр, как в «Матрице», то кровавые полотна в сцене расправы с несчастным тараканом. Созданная Марией Пучковой анимация призвана была вывести эту историю «на универсальный, космический уровень», и это удалось. Все выразительные средства объединились и спектакль стал единым полотном, на все времена.
Интерес к миру маленьких созданий Светлана Бень проявляла ещё в «Серебряной свадьбе»: пела про птиц («Привет, воробушек!»), рыб («Жареный карась»), микробов («Микролюбовь»), а в «Пищевой цепочке» всегда разыгрывала сценку с гусеницей. Не исключено, что и первая часть названия её проекта «Микрокабаре» — связана в том числе с микробами. Но, конечно, «Из жизни насекомых» — это не только про маленьких существ:
— Я просто хочу говорить о том, что не дает мне спать. Мне очень хотелось рассказать как можно большему количеству людей об Олейникове, и, наконец, я могу это делать. (…) Он жил в такое время, когда многие понятия были просто затёрты. И для того, чтобы их употреблять, поэту необходимо было помещать их в пространство такого жаргонного канцелярского псевдоромантического языка. Что и делали ОБЭРИУты, в том числе и Олейников, когда о высоких космических вещах говорили в форме нелепостей, детским языком. Мне нравится это сочетание, мне кажется, оно наиболее честное, — говорит Светлана в интервью «Беларусскому журналу».
«Из жизни насекомых» — ещё более театрализованный проект, чем всё, что делала Светлана Бень раньше, здесь сильнее проявляется её талант режиссёра и актрисы, а не поэта и музыканта (музыку для постановки написал композитор Валерий Воронов). Это спектакль-концерт, но первое слово здесь главное. Сложно сказать, было бы это так же интересно зрителю, если бы на месте Беньки был кто-то другой. Но абсолютно точно, что на неё пойдут, чем бы она не занималась. Из Петербурга истории про насекомых отправились в Германию, а в декабре запланированы показы в разных городах Израиля.
(Текст и фото: Ирина Орлова)
Теги: gdekultura_наши отчеты, Беларусь, Бенька, где культура, изжизнинасекомых, николайолейников, светланабень